Безопасность мореплавания императорских яхт и художник А.П.Боголюбов
В.Н.Николаев
В середине 50-х годов теперь уже позапрошлого столетия все чаще местом отдыха императорской семьи становилась Финляндия.
Не последнее место в этом сыграло появление кораблей, движимых паром. Они стали свободно маневрировать в сложных и опасных фарватерах финских шхер, где не могли проходить парусные корабли.
Безопасность мореплавания императорских судов вдоль северного побережья Финского залива с его многочисленными островами требовали от командиров не только большого искусства, но и серьезной подготовительной работы.
Тем не менее, периодически имели с императорскими яхтами и обеспечивавшими безопасность их мореплавания кораблей происходили чрезвычайные происшествия и аварии.
06 сентября 1875 года во время одного из походов на рифах у входа в Бьерке-Зунд потерпела аварию приписанная к Морскому гвардейскому экипажу императорская яхта «Королева Виктория», но была отремонтирована.
6 июля 1887 году в районе Барёсунда императорская флотилия попадает в сильный шторм. Миноносец «Лейтенант Аллью»(?) и парусная яхта «Марево» потеряли якоря и были спасены лоцманскими судами, которые не дали ветру и волнам выбросить корабли на берег. Корабли получили лишь небольшие повреждения.
03 июля 1893 года проходя мимо лоцманского пункта Донё недалеко от Гета (северная часть Аландских островов), села на мель императорская яхта «Царевна» К счастью, никаких повреждений яхта не получила. Дно было мягкое, илистое. Она была снята с мели лоцманскими кораблями.
Через несколько дней, на обратном пути, двигаясь под полным паром, «Царевна» получили серьезные повреждения, зацепившись за мель. При этом руль и винт яхты вышли из строя. Корпус не был поврежден и пассажиры спокойно перешли на палубу таможенного корабля, который доставил их в Койвисто. Выяснилось, что капитан яхты не послушался предостережений финского лоцмана Матти Ниемеля и отказался совершить необходимый маневр.
Днем 29 августа 1907 г. «Штандарт» во время плавания царской семьи в финских шхерах на траверзе острова Граншер на скорости в 14-ть узлов напоролся на не обозначенный на карте узкий и острый камень. Повреждения: треснул форштевень,яхта получила две пробоины в днище,были частично затоплены две носовые кочегарки и принято 1000-1200 т воды. Царские помещения не пострадали.
Командовал «Штандартом» флигель-адъютант капитан 1 ранга И.И. Чагин. Штурманом был подполковник И.И. Конюшков, а лоцманом – Иоганн Блумквист. Судом все виновные в аварии лица были оправданы.
Существовала версия, что посадка на камень яхты с царской семьей была преднамеренной.
Работы по снятию «Штандарта» с камня провело ревельское акционерное Русско-Балтийское спасательное общество.
В связи с этим Министерством императорского двора перед гидрографическим департаментом Морского министерства была поставлена задача создания надежной системы обеспечения безопасности мореходства в Финском заливе, прежде всего, снабжения командиров кораблей и штурманов точными и подробными картами побережья Финляндии.
Для этого были запланированы промеры фарватеров, их разметка навигационными знаками, предполагалось строительство новых маяков, уточнялись обозначения на картах.
В этот период русские моряки пользовались изданным в 1823 г. «Атласом Балтийского моря», регулярно выходившими «Лоцманскими заметками» гидрографического департамента Морского министерства, описаниями финских шхер русского офицера-гидрографа А.П.Андреева, а также силуэтами берегового ландшафта побережья Финляндии от устья реки Кюми до Торнио, изображенными в атласе шведского адмирала Й. Норденанкара, выпущенном в 1790-х годах.
Не гнушались прибегать к старым и испытанным средствам: созданию т.н. «наглядных рисунков», изображающих приметные места на берегу, силуэты берегового ландшафта с моря, отдельные вершины и возвышенности побережья, прибрежные острова, виды проходов в шхерах и между островами, изображения маяков и береговых построек, морские навигационные знаки.
Такого рода рисунки опубликовал уже в 1580-х годах знаменитый голландский картограф Лукас Ианзоон Вэгенар на карте Финского залива в серии карт Spiegel der Zeevardt (Зеркало мореходства).
Однако за полвека конечно произошли существенные изменения ландшафта, контуров островов и т.п. Для обновления изображений, создания современных рисунков был привлечен известный русский художник, профессор Петербургской Академии художеств – Алексей Петрович Боголюбов(1824 -1896 гг.).
Это произошло не случайно. Шести лет от роду его поместили в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1841 году он сдал экзамен на офицерское звание и ему был присвоен первый офицерский чин - мичман. В дальнейшей служебной карьере Боголюбова слились воедино профессия офицера и призвание художника. В России 1800-х годов это был довольно обычный симбиоз.
Для современников Боголюбов был, пожалуй, более знаменит даже, чем Иван Айвазовский. В его творчестве перемежаются живописные изображения исторических морских баталий, реалистические картины на морские темы, выполненные в духе того времени, и жанровые картины, не связанные с морем.
А.П. Боголюбов. Смотр Балтийского флота 1848 г.
Опытный морской офицер, он в 1842 - 44 гг. уже участвовал в гидрографических работах, привлекался к составлению лоций фарватеров Финского залива. Художник был на хорошем счету у императора – за подаренные Николаю 1 картины в 1851 г. он был пожалован монархом двумя бриллиантовыми перстнями.
По материнской линии Боголюбов был внуком знаменитого русского революционного мыслителя и писателя А. Н. Радищева.
Поэтому в городе Саратове на Волге в 1885 году Боголюбов основал первый в России общедоступный художественный музей, посвященный памяти А. Н. Радищева, и работавшее при музее рисовальное училище. Обширная коллекция произведений Боголюбова находится в Саратовском музее, но его творчество хорошо представлено и в крупнейших художественных музеях России, а также в Центральном Военно-морском музее в Петербурге. К старости Боголюбов достиг положения почитаемого мэтра живописи, и был удостоен многих наград. В 1895 году он получил чин тайного советника, в том же году он опубликовал свои воспоминания. Боголюбов умер в Париже 7 ноября 1896 года.
Издание гидрографического департамента Морского министерства 1866 года
Боголюбову было заказано создать рисунки всего северного побережья Финского залива от пролива Койвисто (Бьеркэ-зунд) до Эккерё (Эккерэ| на Аландских островах. Объекты и направления, с которых их следовало изображать, а так же места стоянки на якоре экспедиционного судна, с которого проводились зарисовки побережья, были заранее точно определены. Морские навигационные знаки и иные явно приметные места, а также входы в фарватеры следовало на рисунках снабдить точными обозначениями истинного курса и провести промеры расстояний до них и др.
Таким образом. у Боголюбова был богатый опыт хождения по водам Финского залива к моменту, когда он приступил к работе над рисунками для альбома.
Художником был изготовлен 51 рисунок, с которого мастером Н. Васильевым были выполнены литографии на 23 листах.
Изданный на их основе в 1866 г. Гидрографическим департаментом Морского министерства «Альбомъ морскихъ видовъ севернаго берега Финскаго залива» уточнял входы в фарватеры и долгое время служил для командиров кораблей и штурманов существенным дополнением к морским картам Финского залива. Альбом предназначался, как сегодня говорят, «для служебного пользования».
Уже первый взгляд на изображения свидетельствует, что автор был не старательным морским офицером и топографом, а увлеченным своим заданием художником.
Боголюбов не удовольствовался рисованием обычных силуэтов, его ландшафты живут. В лесах на берегу можно различить разные породы деревьев, на берегах теснин, например, Барёсунда (Барезунд) видны строения и на морских рифах птицы. Вид уравновешивается иной раз парусником, иной раз дымящим пароходом или летящей стаей птиц.
Иногда, ландшафт дается в штормовую погоду, как на рисунке, где колесный корабль драматически накренился так, что одно колесо полностью вышло из воды. Верный курс часто указывает судно, нередко это картинно дымящий пароход.
Пейзажи свидетельствуют и об истории: существует мнение, что именно на месте построек и прилегающего к ним поля, изображенных на следующем рисунке, предполагалось основать город Маарианхамина.
На первый взгляд может показаться, что ландшафты выбраны весьма произвольно. Но сравнение с картой обнаруживает главное предназначение рисунков. Их задачей было, помимо свободного ориентирования вблизи берега, помогать кораблям императорского флота, в случае нападения на них, уходить из открытого моря под защиту финляндских островов. На кораблях имелись сравнительно точные карты Финского залива, однако изображения островов и морских навигационных знаков уточняли входы в фарватеры.
Характерно, что ключевыми точками стоянки судна, с которых А.П. Боголюбов должен был сделать свои рисунки - полностью совпадают с любимыми стоянками (в более позднее время) императорских судов. Например, художник старательно изображает подходы к портам Котка, Хамина, Лангинкоски и Виролахти, ставших позднее любимыми местами отдыха императоров Александа III, побывавшего в тех местах около 10 раз, и Николая 2 -около 15 раз.
Не снимал руку с пульса и Руководство Гвардейского экипажа, т.к. в период с 1872 г. директором маяков и лоций, а с 1874 г. директором Гидрографического департамента и председателем комиссии по пересмотру лоцманских установок был – вице-адмирал Григорий Александрович Кригер, офицер Гвардейского экипажа с 1844 года.
Финские шхеры. Из альбома семьи императора Николая II.
Проведенная уже в наше время проверка направлений и расстояний до объектов изображения по карте с помощью транспортира и циркуля с того же места якорной стоянки показывает тщательность работы художника. Изображения ландшафтов используют еще и теперь для обеспечения безопасности судовождения, но в наши дни их конечно более точно можно получить уже в виде цифрового фото или видеоизображения или на экране пульта управления на капитанском мостике.
Для современного зрителя выполненные с рисунков Боголюбова литографии пейзажей Финского залива являются точными, исполненными рукой художника историческими картинами, и в таком качестве они служат окном, дающим возможность представить прошлое побережья Финского залива и островов.