Сегодня
апреля,
пятница
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Что общего и в чем различия между танком и президентским лимузином?

Портфель редактора за 2015 год

Танк это боевая машина, сочетающая в себе высокую огневую мощь, хорошую защищённость экипажа, скорость  и проходимость по бездорожью.

Президентский лимузин также должен иметь хорошую защищенность, достойный главы государства представительский вид, комфорт внутри, подвижность и проходимость, как минимум, в городских условиях. Его задача - защитить па ссажира от любого вида террористической атаки и обеспечить его экстренную эвакуацию в безопасное место.

Уроки грузино-осетинской войны

Выпуск 9, 2008 год

Трагические уроки грузино-осетинской войны 2008 года появятся в учебниках истории еще лет этак через пять, но уже через год мало кто будет в состоянии вспомнить, кто именно и на кого тогда напал... А ведь речь идет не только о первой войне России в ХXI веке, но и о первой войне в новейшей – с 1991 года истории Российской Федерации.

В детстве все мы в разведку играли…

Выпуск 6, 2007 год

В детстве все мы в разведку играли
И боролись наивно со злом,
И друзей, как могли, защищали,
Поднимаясь на бой всем двором.

Трепетали вокруг хулиганы,
Лишь завидев наш пламенный взор,
И трещали от курток карманы,
Задевая за старый забор.

Контрразведка гетмана Павла Скоропадского

Выпуск 5, 2007 год

В 1948 г. органы Министерства госбезопасности УССР получили указания по выявлению бывших сотрудников Департамента Державной варты МВД Украинской Державы гетмана Павла Скоропадского (апрель-декабрь 1918 г.). Сохранились списки на 3000 чинов этой структуры - готовился очередной «фронт работ» по репрессированию врагов советской власти, а в архивных фондах Украины тщательно отбирался «компромат» о деятельности гетманских силовых структур. О том, что представляла собой упомянутая национальная спецслужба, и пойдет речь в этой статье.

Откровения бывшего охранника Каддафи: Он всегда был готов умереть

Портфель редактора за 2016 год

Бывший советник Муаммара Каддафи рассказал Sobesednik.ru о его женской армии и о том, каким он был в обычной жизни.

«Я написал Сталину, что знаю секрет водородной бомбы»

Портфель редактора за 2011 год

Последнее интервью Олега Лаврентьева – физика-ядерщика, одного из «отцов» водородной бомбы


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Основные достижения ЭПРОНа

20 октября 2012; портфель за 2012 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Николаев

Апробирование и дальнейшая разработка теории судоподъемных работ

Практическая деятельность ЭПРОНа строилась на общей теории судоподъема, разработанной академиком А.Н.Крыловым и являвшейся одним из разделов теории корабля. Толчком к ее разработке явилась гибель в октябре 1916 года в Севастопольской бухте линейного корабля «Императрица Мария».

Кстати, кандидатура А.Н.Крылова рассматривалась при назначении руководителя ЭПРОНа, но он отказался, сославшись на своё частое отсутствие в связи с зарубежными командировками, согласившись быть лишь постоянным консультантом Экспедиции.

С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 боевых кораблей и гражданских судов, общим водоизмещением 210 000 тонн

К этому времени ЭПРОН уже был мощной организацией, имеющей 28 спасательных судов и буксиров, большой парк судоподъемных устройств и понтонов, более 3000 специалистов, в том числе около 600 водолазов высокого класса. В числе успешно проведенных работ – был уже упоминавшийся подъем в Черном море в 1924 году подводной лодки "Пеликан".

В 1925 году были осуществлены успешные подъемы: эскадренного миноносца "Калиакрия" (1326 тонн) и танкера «Эльбрус» (9500 тонн), затопленного в 1918 году под Новороссийском на глубине около 30 метров.

Эсминец после ремонта на Николаевском заводе 28 августа 1929 г. вошел состав Морских сил Черного моря под названием Ф.Э.Дзержинский», погиб во время Великой Отечественной войны. Танкер также вскоре был восстановлен, получил новое название «Куйбышев». Во время войны танкер успешно обеспечивал горючим войска Советской Армии и Черноморский флот.

В 1927 году были подняты еще 4 миноносца; в 1928 году кроме английской субмарины "L-55" поднятой на Балтике в Финском заливе была поднята подводная лодка "АГ-21" у Севастополя; осуществлен подъем с помощью «Коммуны» 1933 году с глубины в 84 м в Финском заливе подводной лодки «Барс» № 9, лодки №3 и в Кандалакшском заливе ледокола "Садко". В Архангельском порту был поднят пароход "Проле­тарий",в Финском заливе немецкий пароход "Аамот", а в 1938 году на Черном море пароход "Петр Великий" и др.

Интересно, что в ходе поиска подводной лодки № 9 водолаз Разуваев обнаружил на морском дне броненосец «Русалка», погибший 7 сентября 1893 года между Ревелем и Гельсингфорсом. По случайному совпадению броненосец оказался затопленным в нескольких десятках метров от подводной лодки № 9. За подъем этих кораблей многие участники были удостоены правительственных наград.

В Кандалакшском заливе Белого моря Эпрон извлек со дна моря затонувший в 1916 году ледокольный пароход «Садко» (3480 тонн). Подъем был выполнен с помощью двенадцати 200-тонных стальных судоподъемных понтонов, специально созданных для этой цели. Для подъема судна в одну навигацию, да еще новыми неосвоенными понтонами, водолазам пришлось работать под водой по 6—7 часов в сутки. Несмотря на огромную сложность и отдельные неудачи, эпроновцы справились с задачей. В начале ноября 1933 года «Садко» был приведен в Архангельск, за зиму восстановлен и уже в 1934 году вступил в строй действующих ледоколов. За эту работу многие участники были награждены орденами.

На подъеме «Садко» присутствовала бригада известных советских писателей в составе А. Толстого, В. Шишкова, И. Соколова-Микитова, Н. Никитина, Л. Ленча, Ел. Тагер. В 1934 году в Ленинграде они издали сборник очерков «Эпрон», где очень тепло отзывались о деятельности его специалистов. 

Необычайной и тяжелой была работа по спасению транспорта «Харьков» (16 300 тонн), имевшего в трюмах 8900 тонн гороха и зерна. Транспорт сел на камни у турецких берегов и переломился во время шторма на две части. Разбухшие горох и зерно увеличились в объеме и стали разрывать стальные переборки судна. Иностранные спасательные общества от работ отказались, считая успех невозможным. Однако в крайне сложных условиях эпроновцы сумели поочередно отбуксировать в Севастополь обе части транспорта.

Беспрецедентны работы по спасению в 1937 году легендарного ледокольного парохода «А. Сибиряков» (2870 тонн), выброшенного в шторм на каменную гряду в Карских воротах у острова Новая Земля. Судно получило огромные пробоины, камни проткнули днище и в ряде мест вошли внутрь корпуса. Для стягивания судна на глубокую воду пришлось приподнять его над каменной грядой, взорвать камни внутри отсеков, сдернуть судно с гряды, отбуксировать в бухту и подготовить к переводу в Архангельск. Все это было сделано в условиях жестоких штормов с июня по октябрь. Главной проблемой оказалось приподнять судно над камнями. Ее решили весьма оригинальным, хотя и опасным способом. На обоих бортах аварийного судна были закреплены на болтах специальные стальные кронштейны, изготовленные в Архангельске. Под них в штиль были подведены и закреплены притопленные баржи. После откачки из них воды баржи подвсплыли и, упираясь в кронштейны, приподняли судно.

Трудно коротко описать, что пережили эпроновцы на переходе «А. Сибирякова» в Архангельск. Судну и людям было крайне тяжело, они неоднократно находились на краю гибели. Но задача была выполнена. Вскоре «А. Сибиряков» был восстановлен, плавал до октября 1942 года. Погиб, вступив в неравный бой с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер».

В марте 1939 года на Балтике сел на банку Таллинамадал новейший теплоход «Челюскинец» (10 950 тонн), следовавший в Ленинград с грузом 6132 тонны металла и станков. При усилении шторма судно разломилось на две части, нос остался на банке, а корма стала на плав, дрейфовала 5 миль и села на другую банку. Эпроновцы, пробившись к месту аварии сквозь льды, начали спасение с кормовой части. После частичной разгрузки на другие суда и осушения отсеков кормовая часть всплыла и была отбуксирована в Ленинград. Необычным было спасение носовой части. На ней для обеспечения плавучести надо было сделать новую плотно прочную деревянную переборку площадью 100 квадратных метров. Несколько раз шторм разрушал создаваемую переборку, доводя людей до отчаяния. Прибывший в море представитель «Ллойда» (английское страховое объединение) заявил спасателям, что создание такой переборки в море совершенно нереально. Сфотографировав работы, он отбыл, а через несколько дней хорошей погоды переборка была сделана, носовая часть судна разгружена, снята с камней и отбуксирована в Ленинград. Представитель «Ллойда» прислал во Всесоюзную торговую палату СССР свои фотографии и восторженный отзыв о работе спасателей.

В 1938 году на Черном море был поднят товарно-пассажирский пароход «Петр Великий» (9200 тонн), затонувший в 4 милях от болгарских берегов в 1920 году на глубине 20 метров. Это было самое большое судно, поднятое эпроновцами в открытом море. Оно лежало на дне, глубоко погрузившись в глинистый грунт, заполнивший все его помещения. «Петр Великий» поднимался с помощью тридцати шести понтонов, в том числе четырнадцати 225-тонных, созданных для подъема парохода «Челюскин». Подъем столь крупного судна в открытом море таким числом понтонов чрезвычайно сложен и сегодня, спустя 46 лет, тогда же мало кто верил в его осуществимость. Тем не менее, отважные моряки подняли и отбуксировали судно к берегу на отмель, а затем привели его в Одессу. На подъем «Петра Великого» потребовалось всего девять рабочих месяцев, что в те годы являлось рекордом в мировой практике и вызвало многочисленные лестные отклики о работе Эпрона в советской и иностранной прессе.

За исключительные заслуги в подъёме затонувших кораблей и судов на Чёрном и Азовском морях ЭПРОН в 1929 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Аварийно-спасательная служба ЭПРОНа

ВМФ СССР. Водолаз. ЭПРОН. Аварийно-спасательной службе КЧФ 60 лет

ВМФ СССР. Водолаз. ЭПРОН. Аварийно-спасательной службе КЧФ 60 лет

 

Специалисты ЭПРОНа в том или ином виде использовались для помощи аварийно-спасательным службам с момента создания Экспедиции. И только в 1929-1930 гг. встал вопрос о возложении на ЭПРОН несения постоянной аварийно-спасательной службы на морях и реках Союза ССР.

В 1931 г. при техническом управлении Наркомата ВМФ была создана постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу, которую возглавил академик Л.А.Орбели.

ЭПРОН успешно справляется с этой непростой задачей, оказав за предвоенный период помощь и предупредив гибель 188 терпящих бедствие судов, общим водоизмещением 437 000 тонн.

В Мраморном море снят с камней и отбуксирован в Одессу транспорт «Ильич» (водоизмещение 9500 тонн) с грузом 2000 тонн. (Английское спасательное общество признало положение транспорта безнадежным и от участия в спасении отказалось.) На Дальнем Востоке у южной оконечности острова Сахалин снят с камней транспорт «Сталинград» (3500 тонн.

Были спасены: пароход "Харьков" у турецких берегов в Босфоре; в 1934 году в Баренцевом море пароход "Канин", в Южно-Китайском море теплоход "Кузнец Лесов" и в Босфоре пароход "Харьков"; в 1935 году в Балтийском море пароход "Буг"; в 1936 году в Каспийском море пароход "Туркмен"; в 1937 году у Новой Земли ледокольный пароход "Сибиряков"; у берегов Норвегии советский транспорт «Кола» (5800 тонн); на Дальнем Востоке пароход "Охотск" и много других.Всего только за 1933 юбилейный год было поднято и спасено 34 судна.

В ряду этих работ особое место занимает спасение ледокольного парохода «Малыгин» (2900 тонн), выскочившего на камни в Айсфиорде острова Шпицберген. Спасательные работы велись в условиях полярной ночи, при температуре минус 20 градусов Цельсия и подвижных льдах. Судно было полу затоплено и лежало на камнях с креном 22 градуса на левый борт, представляя собой ледяную глыбу.

Спасательное судно

Спасательное судно "ЭПРОН" Черноморского Флота

Спасательная группа Эпрона перебралась на аварийное судно и вела работы без перерыва в течение 10 суток. Стихия была побеждена. Снятое с камней судно отбуксировали в Баренцбург, где были заделаны цементом пробоины, осушены отсеки, поднят пар в котлах. Во время самостоятельного перехода в Мурманск «Малыгина» застал шторм, крен достигал 30 градусов, отсеки заливало водой. Но эпроновцы выдержали, и 27 апреля 1933 года «Малыгин» ошвартовался в Мурманске. Партия и правительство высоко оценили подвиг участников арктической эпопеи. И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и другие члены правительства в поздравительной телеграмме на имя Ф. И. Крылова писали: «Шлем горячий привет руководителям и всем участникам экспедиции по спасению «Малыгина», с честью выполнившим труднейшее задание правительства. Ваша работа и ваши успехи вписывают славную страницу в историю советского полярного мореплавания. Входим в ЦИК СССР с ходатайством о награждении героев эпроновцев... »

Очень теплую телеграмму прислал Максим Горький. Он начал ее так: «Привет героям Арктики — людям сказочной энергии... »

Довольно быстро ЭПРОН, в котором сосредоточились все аварийно-спасательные и водолазные ресурсы страны, вышел на мировую арену, став конкурентом иностранным спасательным обществам. В 1931 году он спасает в Черном море английский теплоход «Кинг Эдгар», а в 1932 году на Белом море, в районе Мезени, груженое лесом немецкое судно «Веста» (2400 тонн), затонувшее на глубине 11 метров; ). В районе Евпатории спасен греческий пароход «Питеас» (5000 тонн), выброшенный штормом на камни.

В 1933 году на Черном море спасен английский транспорт «Полцелла», а в горле Белого моря эпроновцы спасли голландский транспорт «Алкаид» (12 500 тонн),

Гидротехническое строительство

Строительные водолазные работы ЭПРОНа получили распространение в 1929 г.

Эпроновские водолазы выгодно отличались от других своей опытностью, дисциплинированностью и повышенной производительностью труда.

Начиная с 1930 г. ЭПРОН развернул крупные строительные работы не только на юге (в акваториях Черного и Каспийского морей), но и по всему Союзу (в Сибири на озере Байкал и на реках Обь и Енисей, в Мурманске, на Неве, в Рыбинске, Гомеле и на островах Вульф).

Подготовка специалистов. Военно-водолазный техникум.

Для подготовки водолазов и водолазных специалистов на базе водолазной школы, созданной в 1882 году в Кронштадте, и школ ЭПРОНа и Наркомата путей сообщения в Балаклаве Постановлением Коллегии НКВода СССР 16 мая 1932 г. было сформировано первоклассное учебное заведение ЭПРОНа — Военизированный морской водолазный техникум (позднее - Военно-морской водолазный техникум).

При нем существовали и командирские курсы, на которых обучался командный состав водолазных групп ЭПРОНа. Первый выпуск техникума составил 79 человек, из которых 7 наиболее способных выпускников были оставлены преподавателями.

До начала войны, когда Военно-морской водолазный техникум был расформирован, он готовил 95% всех специалистов водолазного дела в стране.

* * * * *

В 1931 году создается научно — технический совет ЭПРОНа. В не­го вошли академики А. Н. Кры­лов, Л. А. Орбели, Ю. А. Шиманский и Е. М. Крепе, профессор B. Г. Власов, крупнейшие конструкторы судостроительной промышленности, ведущие специалисты ЭПРОНа. С 1932 года совет возглавлял начальник экспедиции Ф. И. Крылов.

Неудивительно, что в 30-е годы водолазаы ЭПРОНа становятся рекордсменами по достигнутой глубине погружения:

1932 - - 100 м (Разуваев А.Д. – на сжатом воздухе);

1935 г. – 115 м (Чертан И.Т., Масимец Н.А., Хмелик В.Г.);

1937 г. – 137 м ( Медведев В.М., Чертан И.Т., Спаи П.К.);

1939 г. – 157 м ( Соколов В.Е., Солнцев Н.К., Иванов Б.А., Кобзарь Л.Ф., Выскребенецев И.И. – на кислородно-гелиевой смеси).

157 метров это мировой рекорд глубины погружения .

Совершенствование водолазного дела

В 1931 году водолаз Разуваев в обычном водолазном снаряжении на воздухе достиг этой глубины, а в 1932 году он же спустился на глубину 100 метров, за что был награжден именными золотыми часами.

Эпроновцы уже в 1933 году достигли глубины 100 метров, а к началу войны сумели довести спуски в гидробарокамере до 200 метров, используя гелиокислородные дыхательные смеси.

Война прервала спуски в море, однако теоретические и экспериментальные работы продолжались. В послевоенное время покорение глубин шло весьма быстрыми темпами.

В 1956 году водолазы Лимтис, Шалаев, Курочкис и другие достигли мирового рекорда погружения в тяжелом водолазном снаряжении — 300 метров. Только в 1962 году подобный спуск был проведен за рубежом. Велась подготовка водолазов-глубоководников, отрабатывались новые способы водолазных погружений.

Разработка и изготовление водолазного снаряжения

В 1930 году в Севастополе на базе ремонтно-производственных мастерских Центральной водолазной базы НКПС были созданы Центральные водолазные мастерские ЭПРОНа. Задачей этих мастерских стала разработка и совершенствование водолазного оборудования и техники.

В этом же году были созданы и впервые в СССР опробованы пневматические грунтососы с диаметром всасывающей трубы от 4 до 10 дюймов. Их впервые применяли при подъеме башен с «Императрицы Марии».

Одновременно с выполнением судоподъемных, аварийно - спасательных и подводно-технических работ на всех морских бассейнах Эпрон вооружался новой техникой, судами и катерами.

По его заказу отечественная промышленность создала новые мягкие понтоны грузоподъемностью 5, 10 и 40 тонн, стальные цилиндрические понтоны грузоподъемностью 40, 80 и 200 тонн. После гибели в 1934 году в Чукотском море ледокольного парохода «Челюскин» для его подъема были созданы разборные понтоны.

ЭПРОНу поставлялась современная подводная телефония, средства подводного освещения, новые типы водолазного снаряжения, компрессоры, мотонасосы и пр.

Эпроновцы спроектировали и построили несколько типов глубоководных камер, новые специальные водолазные боты. К началу войны вошли в строй прекрасные отечественные спасатели «Нептун» и «Сатурн», а также ряд озерных и речных буксиров. Два судна - спасателя были закуплены за рубежом.

Одновременно создавалось и осваивалось передовое водолазное снаряжение, глубоководные корабельные и береговые гипербарические комплексы и другая техника.

В 1931 году на Балтийском флоте затонула подводная лодка (ПЛ) № 9, поэтому, в том же году мастерские ЭПРОНа приступили к разработке, а в 1932 - 1938 годах освоили выпуск пяти типов индивидуальных дыхательных аппаратов типа "ЭПРОН-1, 2, 3, 4, 5". Последние два типа были приняты для снабжения подводных лодок ВМФ.

Первые в России (СССР) подводные погружения с исследовательскими целями были совершены на гидростате конструкции инженера Е.Г.Даниленко, построенном в 1923 году и принадлежавшем ЭПРОНу. В них участвовала М.В.Кленова, которая наблюдала работу геологической трубки для отбора проб грунта.

В 30-х годах были разработаны два проекта исследовательских подводных аппаратов (ПА). Первый - эскизный проект батисферы инженера Д.А.Михайлова, сделанный под явным влиянием батисферы Биба-Бартона, но не доведенный до завершения. Второй, весьма оригинальный проект был сделан известным судостроителем академиком Ю.А.Шиманским, детально разработан и уже запущен в производство. Его подробное описание дается в Сборнике ЭПРОН СССР т.23-25, , 1938 г., стр.167-193. Этот аппарат мог бы стать первым в мире автономным ПА, еще до батискафа О. Пикара, но из-за войны его строительство было прекращено и впоследствии не возобновилось. Подводные исследования морских биоресурсов начались в 1953 году в ПИНРО под руководством И.И. Лагунова. Использовался гидростат ГКС-В конструкции А.З. Каплановского, построенный в 1944 году для аварийно-спасательной службы ВМФ. Работы проводились в ПИНРО в течение 9 лет, а затем в Камчатском отделении ТИНРО до 1965 года. Первое исследовательское погружение в Баренцевом море состоялось 17 сентября 1953 года. В последующие несколько лет была решена важная для промысла задача проверки реакции рыб на сигналы гидроакустических приборов, а также проведены первые наблюдения за работой донного трала.  

Аппробирование зарубежного водолазного оборудования

ЭПРОН был полигоном, где проводились изучение и оценка эффективности зарубежного водолазного оборудования. В 1929-1930 гг. К.А.Павловский совместно с Е.М.Крепсом и С.И. Прикладовицким провели в водолазной школе ЭПРОНа и в г. Новороссийске исследования по определению характеристик японского водолазного снаряжения с целью совершенствования отечественной водолазной техники.

Так, на уже упоминавшихся совместных работах ЭПРОНа и японских водолазов использовалась японская водолазная маска. Снаряжение имело полумаску для глаз и носа, которая крепилась мягкими лямками и резиновыми жгутами. Воздух по шлангу подавался с поверхности на вдох при нажатии водолаза на рычажки зубами. Выдох происходил в воду через травящий лепестковый клапан. На пояс надевался облегченный груз.

В результате этих исследований чего было разработано несколько образцов нового водолазного снаряжения (рейдовая маска, скафандры АПС, ОВС и др.).

Орбели-подводная археология

Внимательно следили за работой ЭПРОНа ученые-археологи. Изучая случайные находки водолазов, профессор Р. А. Орбели призвал к массовому изучению « подводной старины» и предложил поставить ЭПРОНу наряду с решением основных задач, а также геологическими, гидрологическими, гидротехническими и другими исследованиями, задачи исторических подводных изысканий с использованием средств того времени. Его первый доклад о подводной археологии перед краснофлотцами ЭПРОНа был поддержан начальником ЭПРОНа Фотием Ивановичем Крыловым: -«Согласен использовать на практике учеников ВМВТ под руководством профессора Р. А. Орбели».

Пятого августа 1937 года был подписан приказ № 100: «Придавая исключительное значение производству научно-исследовательских работ с целью изучения находок под водой и в грунте, относящихся к древности, а также происшедших в береговой полосе изменений с целью последующего укрепления берегов, по инициативе проф. Р. Орбели приступить к обследовательским работам близ Керчи, Феодосии, Херсонеса и Ольвии...»

В Одессе организовывалась плавучая база для изысканий в Ольвии. Однако в это время поступили сведения о пяти «запорожских или турецких судах», потопленных в «давние времена» на реке Буге близ города Первомайска, а также о затонувшем в том же Буге около села Сабатиновка челне. Это были первые сведения, полученные от населения после многих научно-популярных лекций профессора об исторической важности подводных находок. Экспедиция - «грузовая машина с персоналом и аппаратурой» - направилась в село Сабатиновка. У развернувшегося лагеря на крутом берегу Буга день и ночь толпились люди, наблюдая за работой невиданных в тех краях водолазов. Они уходили под воду с «Мельницкой кручи». Затянутый илом челн лежал килем вверх в ста метрах от древнего водопоя, под которым впоследствии были обнаружены следы стоянки первобытного человека. Чтобы не повредить находку, решили не применять лопат, а попробовать промывание, в котором участвовали десятки колхозников.

Работы начались в пять часов утра, и к десяти челн при помощи заведенных под него водолазами талей был поднят на берег. Дальнейшие исследования установили, что челн был сделан из узкослойного дуба, возраст которого равнялся 360 годам. Древесина имела большую зольность и содержала больше железа, чем древнейшие из лодок, известные до того человеку. Челн был собратом ладожскому, найденному в 80-х годах прошлого столетия профессором А. Иностранцевым, но в два с половиной раза крупнее. Свою лодку Иностранцев относит к временам, «когда уровень Ладожского озера стоял ниже, чем в современную нам геологическую эпоху, когда не было ни реки Невы и никакого другого сообщения Ладожского озера с бассейном, лежащим от него к западу, и когда, может быть, было сообщение и с системами наших южных рек, из которых и заимствовались некоторые представители водной фауны». Это даль в пять тысяч лет.

Таковы были итоги первой советской подводной археологической экспедиции, которая имела минимальное оснащение для производства подводных поисков.

Водолазная медицина

На страже безопасности водолазного труда стояли ученые — медики и физиологи. Школу подводной физиологии и медицины с начала 30-х годов возглавлял известный ученый, академик Л. А. Орбели. В последующие периоды во главе этой школы находились академики К. М. Быков, Е. М. Крепс, длительно работавший заместителем Л. А. Орбели, и академик Г. Н. Черниговский. Совместно с ними в этой области науки и практики трудилась большая группа опытнейших врачей. 

В мае 1930 г. ЭПРОН через Военно-санитарное управление РККА поручил ВМедА исследование вопроса о кожном дыхании водолазов в скафандрах и других проблем. В то же время продолжались подобные работы и за рубежом.

В докладе за 1930 г. первый начальник ЭПРОНа Л.Н.Захаров (Мейер) сообщал: "...Вопрос о том, следует ли водолазов вербовать только из людей высокого роста и плотного телосложения, я считаю в сильной степени дискуссионным, имея в виду, что техника водолазного дела идет вперед и на первую сцену выдвигают интеллектуальные качества, и новые водолазы, будучи вооружены усовершенствованным водолазным снаряжением и механизированными средствами для производства работ под водой, несомненно перещеголяют рослых и здоровых, но менее развитых водолазов".

В 1931-1933 гг. на кафедре физиологии ВМедА с помощью ЭПРОНа было установлено несколько барокамер с рабочим давлением до 10 кгс/см2.

В 1931-1937 гг. на Черном море водолазы ЭПРОНа выполнили рекордные погружения на глубины от 84 до 137 м в вентилируемом снаряжении с использованием для дыхания воздуха.

Спуски были проведены под руководством начальника Военно-морского водолазного техникума Ф.А.Шпаковича и главного врача ЭПРОНа К.А. Павловского по режимам декомпрессии, разработанным Л.А.Белецким и К.А.Павловским.

В 1932 г. Л.Хилл и А.Е.Филлипс впервые подробно описали наркоз, возникающий при действии сжатого воздуха на глубинах 82-105 м. Г.Даман, ранее (в 1930 г.) описавший случаи нарушения психической деятельности и потери сознания у водолазов при работе на глубине 100 м, полагал, что эти расстройства вызваны действием кислорода или какими-то вредными веществами, содержащимися в воздухе.

В 1935-1937 гг. в районе Балаклавы под руководством Л.А.Орбели с участием Е.М.Крепса (рис. 49), К.А.Павловского и Ф.А.Шпаковича были проверены ускоренные режимы декомпрессии после спусков на глубины 50 и 60 м с выдержкой 30 мин. Эти режимы предназначались для выхода подводников из аварийной подводной лодки. Подъем испытуемых производился в аппарате Э-3 при дыхании кислородом со скоростью 15 м/мин. В 1935-1937 гг. К.А.Павловский , Л.А.Орбели и Е.М.Крепс в одно время с американцем А.П.Бенке описали наркотическое действие азота под давлением и определили барьер водолазных спусков на воздухе в 60 м.

В 1936 г. Е.М.Крепе, К.А.Павловский, Е.А.Ченыкаева и М.О.Прайс в опытах на кошках изучали действие на организм 20 % КГС под давлением до 8 кгс/см2 и установили безвредность КГС.

В 1936 г. сотрудники кафедры физиологии ВМедА Б.Д.Кравчинский и С.П.Шистовский разработали режимы выхода из затонувшей подводной лодки и "Наставление по технике и режиму выхода людей из погруженной подводной лодки и обратного входа в нее". Методика и режимы выхода были проверены в Балаклавской бухте при участии водолазного специалиста В.П.Максименко, водолазов-инструкторов Б.Е.Соколова, Н.Н.Солнцева, Б.А.Иванова, Л.Ф.Кобзаря, И.И.Выскребенцева и флотских водолазов Б.М.Лебедева, И.Т.Чертана, П.К.Спаи, В.Г.Хмелика, Н.А.Максимца и др.

В 1938-1939 гг. под руководством Л.А.Орбели при участии К.А.Павловского, М.П.Бресткина (рис. 50) и Б.Д.Кравчинского в Балаклаве были проведены экспериментальные спуски водолазов Б.Е.Соколова, Н.Н.Солнцева, Б.А.Иванова, А.Ф.Кобзаря и И.И.Выскребенцева с использованием для дыхания сжатого воздуха и КГС. Было подтверждено, что расстройства, появляющиеся у водолазов при спусках на глубины до 120 м, обусловлены наркотическим действием азота, так как при использовании во время последующих спусков КГС водолазы на глубинах до 157 м не отмечали никаких отклонений от нормы. Эти спуски положили начало широкому изучению проблемы глубоководных водолазных спусков с применением КГС для дыхания.

В 1939 г. на кафедре нормальной физиологии Военно-морской медицинской академии (ВММА) Н.А.Кривошеенко начал читать курс специальной физиологии (водолазной медицины), и в том же году под руководством академика К.М.Быкова и профессора В.Н.Черниговского в ВММА были организованы фундаментальные и прикладные исследования по гипербарической физиологии и водолазной медицине.

В 1940 г. была создана специальная баролаборатория на кафедре физиологии ВМедА. Ее основным оборудованием стала барокамера с гидротанком для проведения исследований под давлением до 20 кгс/см2. Возглавил лабораторию военврач 2 ранга М.П.Бресткин. Баролаборатория долгое время была основной базой изучения действия высоких давлений искусственных газовых смесей и водной среды на организм человека. И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, С.П.Кийко, Н.В.Соловьев и инженер баролаборатории А.А.Василюк разработали и изготовили специальный автономный аппарат, который применялся при спусках водолазов в барокамере и первых спусках в морских условиях.

Под руководством Л АОрбели сотрудники кафедры физиологии С.И.Прикладовицкий, БД.Кравчинский, А.Г.Жиронкин, В.Г.Жижинов и главный врач ЭПРОНа КАПавловский провели обстоятельное изучение токсического действия на организм углекислого газа и кислорода. Они определили нормы безопасного времени дыхания кислородом при различных давлениях и разработали сокращенные режимы декомпрессии с применением дыхания кислородом на конечных остановках декомпрессии.

БД.Кравчинским и С.П.Шистовским были разработаны режимы декомпрессии водолазов для спуска на глубины до 200 м с использованием для дыхания КГС и проведены первые имитационные спуски под этим давлением. Тем самым впервые в мире человеком была достигнута небывалая для того времени "глубина" 200 м в условиях сухой барокамеры с использованием индивидуального спасательного аппарата ИСА. Группа научных сотрудников ВМедА и Постоянной комиссии по аварийно-спасательному делу (Бресткин М.П., Павловский КА, Жиронкин А.Г., Голодов И.И., Соловьев Н.В. и Василюк АА) начали работу по применению в водолазном снаряжении газового инжектора, который позволил соединить преимущества вентилируемого снаряжения и экономный расход дорогостоящего газа гелия. В 1941 г. этим коллективом были выполнены спуски водолазов при дыхании КГС на глубины до 130 м в гидротанке барокамеры. Провести спуски на глубины до 200 м помешала начавшаяся война.

В 1940 г. на кафедре нормальной физиологии ВММА был введен курс спецфизиологии, начата систематическая подготовка врачей -спецфизиологов (водолазных врачей) для ВМФ.

В 1940 г. К.А.Павловский написал учебник для водолазного техникума "Гигиена и физиология спусков под воду в различном водолазном снаряжении", переизданный в 1943 г., в котором освещены организация водолазных спусков, санитарно-гигиенические условия работы в водолазном снаряжении, предупреждение заболеваний водолазов и оказание первой помощи.

В 1941 г. Н.В.Лазарев провел исследования по биологическому (токсическому) действию индифферентных газов под давлением на организм животных. Вышла его книга "Биологическое действие газов под давлением", ставшая настольной для всех последующих поколений барофизиологов не только в нашей стране.

О героизме ЭПРОНовцев напоминает памятник на кладбище деревни Кадыкой под Балаклавой.

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика