Сегодня
ноября,
суббота
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

БПЛА над Белым домом

Портфель редактора за 2016 год

Прогресс не стоит на месте и на поле борьбы с терроризмом появляются новые беспрецедентные угрозы - БПЛА - малогабаритные беспилотные управляемые на расстоянии летательные аппараты - дроны. Установленные на них видео камеры, датчики и дальнобойное оружие и др., позволяют проводить террористические акты, находясь практическ и в безопасности на значительном расстоянии от объекта.

Шалости пера или подтасовка?

Портфель редактора за 2014 год

Возвращение отвергнутого имени одного человека [речь идет о Л.Берии - прим. ред.] недопустимо за счёт унижения достоинства других людей, в том числе моего отца Якова Березина, служившего в Московской ЧК в 1918–1920 годах. Он был секретарём МЧК, фактическим заместителем её председателя Феликса Дзержинского, совмещавшего эти обязанности с должностью председателя ВЧК. В 1921 году Березин был назначен помощником, фактическим заместителем управляющего делами ВЧК и сотрудником для выполнения особых поручений при председателе ВЧК. Он должен был руководить арестом Берии в декабре 1921 года.

Во имя спокойствия и безопасности державы: страницы истории службы государственной безопасности Воронежского края

Портфель редактора за 2008 год

В монографии рассматривается пятисотлетний отрезок истории зарождения, становления и развития структур, обеспечивающих спокойствие и безопасность российского государства. Приводятся как тексты архивных документов, нормативных актов, отчетов, оперативных документов, так и документы, введенные в научный оборот ведущими специалистами в исследовании истории спецслужб, прежде всего профессорско-преподавательским составом академии ФСБ России и членами Общества по изучению истории отечественных спецслужб. На документальном материале раскрыта специфика работы спецслужб Воронежского края. В книге 450 черно-белых и 42 цветные фотографии.

Разведчик-легенда Джордж Блэйк в Таганроге

Выпуск 11, 2009 год

Позвонивший по правительственной ВЧ-связи генерал был лаконичен: прибывающий в Таганрог высокий гость хочет познакомиться с городом, родившим великого Чехова, и с теми историческими местами, которы...

Американский террорист

Портфель редактора за 2013 год

При подготовке и в ходе  визита Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева в США, в Вашингтон 7-10 декабря 1987 года нами не отмета­лась возможность и террористического ак­та в отношении советского руководителя.

Слово редактора

Выпуск 6, 2007 год

Редакция Альманаха поздравляет читателей с 90-летием органов ВЧК - КГБ - ФСБ. Прошло 90 лет с момента создания ВЧК - Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Удивительно быстро пролетели годы, прошелестели страницы истории. Кто же он - чекист первых дней существования молодого Советского государства, сотрудник органов госбезопасности СССР, сотрудник службы безопасности России? Что связывает этих людей воедино? Лучше всего эту общность определил рыцарь Революции, первый чекист - Ф.Э. Дзержинский: это - «...горячее сердце, холодная голова и чистые руки!».


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Трудная дорога к правде

26 августа 2006; №1 за 2006 год; стр. 91 рубрика:DE FACTO

Автор публикации: А.Косаковский

Основные этапы реабилитации жертв политических репрессий

Политическая реабилитация прошла большой и трудный путь. Она началась сразу же после смерти Сталина. Его соратники хорошо понимали, что им не удастся скрыть их преступления, жертвами которых стали миллионы ни в чем не повинных людей. В развернувшейся борьбе за власть наследники Сталина стремились «отгородиться» от сталинских репрессий, свалить всю вину за них на умершего вождя и карательные органы.

Первым разыграть реабилитационную карту попытался Л.П. Берия, который был лучше других осведомлен о «вкладе» каждого из своих соратников в произвол и беззаконие, творившиеся в стране на протяжении почти четырех десятилетий.

С весны 1953 г. Берия направляет в Президиум ЦК ряд записок с предложениями о пересмотре дел второй половины 40-х - начала 50-х гг. Это были записки по так называемому «менгрельскому делу», делу кремлевских врачей, руководителей артиллерийского управления, авиационной промышленности и другие.

Инициируя пересмотр уголовных дел, Берия стремился, прежде всего, поднять личный авторитет, снять с себя ответственность. Предложения Берии по пересмотру уголовных дел не касались массовых репрессий 30-х гг., депортации народов в период Великой Отечественной войны, к которым он, как известно, имел самое непосредственное отношение.

После смещения Берии процесс реабилитации получает новый импульс. Это было связано, во многом, со стремлением Н.С.Хрущева использовать материалы политических репрессий для компрометации своих политических конкурентов в борьбе за власть. В этот период реабилитируются участники так называемого «ленинградского дела». С восстановлением справедливости в отношении ленинградцев был нанесен удар по основному сопернику Н.С.Хрущева - Г.М.Маленкову, который был одним из главных виновников уничтожения Н.А.Вознесенского, А.А.Кузнецова и других, проходивших по данному «делу».

В целях ускорения процесса политической реабилитации в мае 1954 г. была создана Центральная комиссия по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные преступления», находившихся в тюрьмах, лагерях, колониях, а также в ссылке и на спецпоселении. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Центральная комиссия была наделена правом пересматривать дела на лиц, осужденных Особым совещанием при НКВД-МГБ или Коллегией ОГПУ Местные комиссии должны были пересматривать дела осужденных двойками и тройками НКВД. Была создана также комиссия под председательством К.Е.Ворошилова, которая занялась изучением положения спецпоселенцев. Результатом работы комиссии стало постановление от 5 июля 1954 г. «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев». Были освобождены из ссылки осужденные на срок до 5 лет за «антисоветскую деятельность», сняты ограничения по спецпоселению с раскулаченных, а также граждан немецкой национальности, проживавших в районах, откуда выселение не производилось.

Осенью 1955 г. было принято решение об освобождении от спецпоселения немцев, подвергшихся выселению. Это решение в определенной степени было связано с установлением дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Был принят также ряд актов об освобождении от спецпоселения греков.

В 1954 г. органы прокуратуры получили право востребовать из органов КГБ архивно-следственные дела. Это позволило ускорить пересмотр дел на лиц, осужденных в судебном порядке. Прокуроры, следственные работники должны были провести проверку дел, в ходе которой собиралась и анализировалась вся информация о репрессированном, заслушивались свидетели, запрашивались архивные справки.

Работник, проводивший проверку, составлял заключение, на основании которого Генеральный прокурор СССР, его заместители, Главный военный прокурор вносили, если считали необходимым, на Пленум, Коллегию по уголовным делам или Военную коллегию Верховного суда СССР протест по делу. Суд выносил определение, которое могло быть и не реабилитационным. Он мог, например, переквалифицировать предъявленные статьи с политических в уголовные и наоборот, мог оставить в силе прежний приговор или снизить меру наказания.

Между тем, количество обращений репрессированных о пересмотре дел стремительно возрастало. Для того, чтобы ускорить освобождение из лагерей было принято решение о создании специальных выездных комиссий, которым разрешалось на месте принимать решения об освобождении заключенных.

Решения выездных комиссий принимались, как правило, по рядовым гражданам. Что же касается реабилитации известных в стране людей, то решения по ним предварительно вносились в Президиум ЦК. Без его согласия органы прокуратуры не вправе были вносить предложения в суды о пересмотре дел, а суды - выносить определения о реабилитации.

В Президиум ЦК стекалась вся информация о ходе реабилитации. По мере ее поступления вырисовывалась страшная картина преступлений власти. Неминуемо должен был встать вопрос о персональной ответственности за эти преступления.

5 ноября 1955 г. в канун празднования 38-й годовщины Октябрьской революции состоялось заседание Президиума ЦК, на котором возникла дискуссия по вопросу о том, проводить ли торжества в связи с предстоящим днем рождения Сталина. За проведение торжеств высказались Л.М.Каганович и К.Е.Ворошилов. Против были Н.С.Хрущев, Н.А.Булганин, А.И.Микоян. В результате впервые было принято решение торжеств не проводить.

Не менее острая дискуссия развернулась и на заседании Президиума ЦК 31 декабря 1955 г. при обсуждении письма О.Г.Шатуновской об обстоятельствах убийства Кирова. В связи с высказанным мнением о том, что в убийстве Кирова участвовали чекисты, было решено проанализировать следственные дела Г.Г.Ягоды, Н.И.Ежова, Ф.Д.Медведя. Был поднят и вопрос о судьбах членов ЦК ВКП(б), избранных на XVII съезде партии. Для изучения этого вопроса была создана комиссия во главе с секретарем ЦК Поспеловым. В ее состав вошли также секретарь ЦК А.Б.Аристов, председатель ВЦСПС Н.М.Шверник, заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК П.Т.Комаров.

После знакомства членов Президиума и секретарей ЦК с фактами о массовом уничтожении в 30-х г. членов партии Хрущев предложил включить в повестку предстоящего XX съезда КПСС вопроса о культе личности Сталина и о репрессиях. Хрущева поддержало большинство Президиума ЦК. Молотов, Ворошилов, Каганович, возражавшие против этого, оказались в меньшинстве.

Л.П.Берия и И.В. Сталин

Л.П.Берия и И.В. Сталин

Хрущев и его соратники исходили из того, что следует самим огласить факты массовых политических репрессий, представив при этом проблему таким образом, будто они узнали правду о сталинских преступлениях только сейчас, после представления им доклада Комиссии П.Н.Поспелова. Именно с такой версией и выступил Хрущев 25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях». Таким образом Хрущев возложил всю вину за репрессии и злоупотребления властью на одного Сталина. Уже в первые месяцы после XX съезда партии была принята серия постановлений Президиума ЦК,

указов Верховного Совета СССР о пересмотре дел репрессированных, об отмене законодательных актов, принятых в годы сталинщины.

В целях ускорения реабилитационного процесса стали создаваться специальные выездные комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению дел на лиц, отбывавших наказание за политические, должностные, хозяйственные преступления. Всего было создано 97 комиссий, не считая центральной. В состав комиссий были включены партийные и советские работники, представители прокуратуры, правоохранительных органов, а также бывшие политзаключенные из числа реабилитированных коммунистов.

До октября 1957 г. комиссиями были рассмотрены дела на 170 тыс. человек. Свыше половины из них были освобождены из-под стражи. Вместе с тем, решения комиссий о снятии судимости и ограничений в правах не являлись полной реабилитацией, так как считалось, что этими людьми были совершены противоправные действия и в свое время их наказали.

По мере расширения процесса реабилитации нарастало стремление людей разобраться в причинах массового террора против собственного народа, выявить виновных в преступлениях. Многие, особенно в среде советской интеллигенции, восприняли решение XX съезда партии, критику Сталина как поворот к демократизации общества. На партийных собраниях зазвучали обвинения в адрес ближайших соратников Сталина в соучастии в преступлениях и даже призывы к политическому плюрализму.

Это не могло не вызвать серьезного беспокойства власти. Были приняты меры, направленные на пресечение подобных настроений в обществе. С этой целью был принят ряд партийных постановлений. Первым из них стало постановление Президиума ЦК от 5 апреля 1956 г., в котором речь шла о «враждебных вылазках» в теплотехнической лаборатории Академии наук СССР, где на партийном собрании прозвучал призыв к партийному руководству страны отказаться от монополии на политическую власть. 30 июня 1956 г. было принято постановление Президиума ЦК «О преодолении культа личности и его последствий», которое фактически устанавливало рамки критики Сталина и сталинщины.

Все это не могло не повлиять на процесс реабилитации. Прежде всего был усилен контроль со стороны партийных органов, за пересмотром уголовных дел. Продолжали действовать ограничения на реабилитацию троцкистов, представителей социалистических партий.

В апреле 1956 г. была создана комиссия Президиума ЦК КПСС (так называемая комиссия Молотова), для изучения материалов открытых судебных процессов 30-х гг. Проработав год, комиссия не сочла возможным пересмотреть приговоры, вынесенные по делам лиц, проходивших по этим процессам. Ни Н.И.Бухарин, ни А.И.Рыков, ни другие видные деятели партии и государства не были реабилитированы.

Определенной вехой на пути реабилитации жертв политических репрессий стал июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС. В ходе борьбы за власть, развернувшейся на Пленуме, был поднят вопрос о личной ответственности Молотова, Кагановича, Ворошилова, Маленкова за массовые политические репрессии.

Одержав победу над своими противниками, отстранив от власти главных виновников репрессий, Хрущев получил возможность форсировать процесс реабилитации. Однако он этого не сделал, ибо у него уже не было необходимости использовать реабилитационный процесс в борьбе за политическое лидерство.

В 1961 г. для изучения материалов о репрессиях была создана новая комиссия Президиума ЦК КПСС во главе с председателем КПК при ЦК КПСС Шверником. Комиссия должна была дать оценку судебным процессам 30-х гг., которая так и не была сделана комиссией Молотова, а также подготовить развернутый доклад о масштабах и механизме репрессий. Комиссия пришла к выводу, что все судебные процессы 30-х гг. были сфальсифицированы. Комиссией был собран также большой материал по делу об убийстве Кирова, а также подготовлена справка по проверке материалов дела о так называемом «военно-фашистском заговоре» в Красной Армии. Однако все эти материалы не были доведены до сведения общественности.

Под предлогом «объективного изложения истории» были предприняты шаги по обелению Сталина. Члены Политбюро восстановили в партии Молотова, упоминания о репрессиях исчезли из средств массовой информации.

С приходом к власти Горбачева и провозглашением курса на демократизацию жизни советского общества проблемы массовых политических репрессий, реабилитации невинно пострадавших вновь сделались объектом внимания партийно-политического руководства страны. Новый этап реабилитации начался с образования в конце сентября 1987 г. специальной Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-х и начала 50-х гг. Ее возглавил М.С. Соломенцев, которого в октябре 1988 г. сменил А.Н. Яковлев.

За время своей деятельности Комиссия провела огромную работу. Были разработаны проекты многих постановлений партии и правительства по вопросам реабилитации, пересмотрены дела по открытым судебным процессам 30-х - 40-х и начала 50-х гг., реабилитированы Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Е. Зиновьев и другие видные деятели партии и государства.

Комиссия рассмотрела и признала сфальсифицированными «дела» так называемого «антисоветского правот-роцкистского блока», «антисоветской троцкистской военной организации в Красной Армии», «союза марксистов-ленинцев», «московского центра», «кремлевского дела», «антисоветского объединенного троцкистско-зиновь-евского центра», «параллельного антисоветского троцкистского центра» и другие.

И.В. Сталин и К.Е.Ворошилов

И.В. Сталин и К.Е.Ворошилов

По инициативе Комиссии был подготовлен проект Указа Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессии 20-50-х гг.», который был подписан 13 августа 1990 г. Указ признал «незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-х гг.».

Деятельность Комиссии способствовала восстановлению доброго имени невинно осужденных. Выводы Комиссии позволили пересмотреть многие страницы советской истории, очистить их от фальсификации. В научный оборот было введено огромное количество исторических документов, которые ранее не были доступны исследователям.

Однако по мере реформирования политической системы в стране, отделения партии от государства деятельность Комиссии Политбюро была свернута. Отныне решением проблем реабилитации жертв политических репрессий занялись органы государственной власти. Главный акцент в этой деятельности был сделан на создание законодательной базы по всему спектру проблем реабилитации.

Эта работа проходила в условиях резкого обострения социально-экономического кризиса, охватившего страну, противостояния союзных и российских органов власти. Практически одновременно и Верховным Советом СССР и Верховным Советом РСФСР началась разработка законов о реабилитации жертв политических репрессий. Несмотря на политическое противостояние оба законопроекта имели много общего. Союзный и российский законопроекты содержали схожие определения политической репрессии, круга лиц, подлежащих реабилитации, порядок реабилитации и т.д. Однако в них имелись и различия. Это касалось, например, временных рамок действия реабилитационного законодательства. Так, если согласно союзному законопроекту реабилитация распространялась на период с 1920 г. по 1988 г., то по российскому законопроекту подлежали реабилитации лица, репрессированные в период с 1917 г. по момент вступления законопроекта в силу. В российском законопроекте в отличие от союзного устанавливался конкретный размер денежной компенсации для лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы. Действие российского законопроекта распространялось на детей репрессированных родителей. При этом дети признавались пострадавшими от политических репрессий.

С развалом СССР союзный законопроект о реабилитации жертв политических репрессий оказался невостребованным.

В октябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Принятие Закона обеспечило принципиально новый подход к решению такой важной государственной проблемы, какой в нашей стране стала реабилитация жертв политических репрессий.

В этом Законе впервые была дана не только правовая и нравственная оценка государственного террора против собственного народа, но и подчеркнута необходимость ликвидации его последствий. Тем самым новая демократическая власть продемонстрировала стремление добиваться реальных гарантий обеспечения в стране законности, прав и свобод граждан.

Впервые реабилитация могла быть инициирована не только представителями органов власти, но и самими репрессированными, равно как любыми лицами или общественными организациями.

В соответствии с Законом персональная реабилитация граждан -жертв политических репрессий была возложена на органы прокуратуры и внутренних дел. Органы прокуратуры стали рассматривать заявления граждан, репрессированных по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями. Помимо этого архивные уголовные дела лиц, репрессированных по политическим мотивам, начали пересматриваться и в плановом порядке. Что же касается органов внутренних дел, то они стали рассматривать заявления о реабилитации лиц, подвергшихся ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения прав и свобод, осуществлявшихся в административном порядке.

Для выполнения Закона в Генпрокуратуре России и МВД России были созданы специальные подразделения по реабилитации жертв политических репрессий.

По данным Генпрокуратуры России за время действия Закона территориальными органами прокуратуры пересмотрено более 613 тысяч уголовных дел в отношении 870 тысяч лиц. Из них 617,3 тысячи реабилитировано. Более 132 тысяч граждан, обоснованно репрессированным за совершение государственных и иных преступлений, отказано в реабилитации. Непосредственно центральным аппаратом Генпрокуратуры России пересмотрено более 38 тысяч уголовных дел в отношении 65,5 тысячи человек, из которых 42,6 тысячи реабилитированы.

В целом работа по проверке уголовных дел близится к завершению. В 72 субъектах Российской Федерации она практически завершена.

Органами внутренних дел с 1991 г. по 2004 г. рассмотрено более 4 млн. 200 тыс. обращений граждан о реабилитации, выдано 1 млн. 896 тыс. справок о реабилитации и более 300 тысяч справок о признании пострадавшими от политических репрессий. Наибольшее число обращений поступило от раскулаченных и членов их семей - 48%, а также от лиц, репрессированных по национальному признаку - 37 %.

В работе по реабилитации активно участвуют органы федеральной службы безопасности. По данным ФСБ России за время действия Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» органами ФСБ рассмотрено более 600 тысяч заявлений граждан, а также запросов государственных и общественных организаций. В общественных приемных ФСБ России только за последние 3 года по вопросам реабилитации принято более 10 тысяч посетителей. Только в открытом читальном зале Центрального архива ФСБ России с материалами прекращенных архивных уголовных дел ознакомлено свыше 5 тысяч реабилитированных лиц и их родственников. Им возвращены сохранившиеся личные документы, письма, фотографии, рукописи.

В.М. Молотов, М.И. Калинин и И.В. Сталин

В.М. Молотов, М.И. Калинин и И.В. Сталин

По содержащимся в архивных уголовных делах сведениям ведется поиск родственников реабилитированных граждан. В архивах подразделений органов безопасности создается база данных «Репрессии», отвечающий современным требованиям научно-справочный аппарат.

На основе выявленных документов подготовлены тематические публикации. Среди них «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД», «За Христа пострадавшие» и др.

Большую работу по обеспечению правоохранительных органов документальной информацией, необходимой для проведения реабилитации граждан, проводят государственные архивы России. Только за три последних года по проблемам реабилитации госархивами исполнено более 250 тысяч запросов учреждений и граждан.

В декабре 1992 г. Указом Президента России была создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий. В ее состав вошли представители силовых министерств и ведомств, Министерства иностранных дел России, Минюста России, а также общественных организаций.

Создание Комиссии продемонстрировало большое значение, придаваемое Главой государства проблемам реабилитации невинно пострадавших в годы массовых политических репрессий, необходимости установления полной и объективной картины преступлений тоталитарного режима в годы советской власти против собственного народа.

На Комиссию как консультативный орган при Президенте России были возложены, в частности, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Закона, изучение, анализ и оценка масштабов и механизмов репрессий, подготовка и представление Президенту России соответствующих материалов и предложений по вопросам реабилитации, информирование общественности о масштабах и характере репрессий.

Объектом изучения и политической оценки Комиссией стали все социальные группы и слои общества (крестьяне, рабочие, священнослужители, военнослужащие, интеллигенция и прочие), подвергнутые политическим репрессиям.

Выводы Комиссии легли в основу Указов Президента Российской Федерации, позволивших реабилитировать участников Кронштадтских событий весны 1921 г., крестьянских выступлений в 1918 - 1922 гг., волнений в Новочеркасске в июне 1962 г., священнослужителей, военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, представителей социалистических партий и анархистских организаций, репрессированных в 1917-1950-х гг.

Были проанализированы документы и материалы о репрессиях в отношении детей. Комиссия пришла к выводу о том, что «сразу же после захвата власти большевики стали рассматривать детей из «классово чуждой среды» в качестве своих политических противников». Было установлено, что хотя действовавшее в период применения репрессий законодательство не требовало вынесения специальных решений в отношении детей до 16 лет, они наряду с родителями оказывались в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении. В соответствии с этим предлагалось признать таких детей не пострадавшими от политических репрессий, как это предусматривалось Законом, а репрессированными. К этой категории было предложено отнести детей, оставшихся без попечения родителей или одного из них, репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных.

Выводы Комиссии нашли свое законодательное оформление в соответствующих изменениях и дополнениях, внесенных в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Комиссией были изучены обстоятельства так называемого «дела» маршала Г.К.Жукова. В результате сделан вывод о полной несостоятельности обвинений, выдвинутых в 1957 г. партийно-государственным руководством СССР против прославленного полководца.

Комиссия рассмотрела вопрос о мотивах осуждения Главного маршала авиации дважды Героя Советского Союза А.А.Новикова. На основании изучения архивных и следственных материалов так называемого «авиационного дела» Комиссия пришла к выводу, что обвинения против А.А. Новикова и других осужденных были выдвинуты по указанию Сталина и носили политический характер. По просьбе Комиссии Генпрокуратура России реабилитировала осужденных по «авиационному делу».

В связи с многочисленными обращениями общественных организаций по инициативе Главной военной прокуратуры Комиссия рассмотрела вопрос о шведском дипломате Р.Валленберге. На основании изученных материалов Комиссия пришла к выводу о том, что Р.Валленберг и его водитель В.Лангфельдер в январе 1945 г. были незаконно задержаны советскими военными властями в г. Будапеште, затем перевезены в Москву и вплоть до их гибели содержались в советских тюрьмах. Комиссия признала действие тогдашних советских властей в отношении Р.Валленберга и В.Лангфельдера политической репрессией. На основании выводов Комиссии они были реабилитированы.

По проблемам, ставшим предметом изучения и анализа Комиссии, изданы сборники документов. Среди них «Кронштадт. 1921 год», «Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. 1917-1960. Справочник», «Дети ГУЛАГа. Документы», «Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б)-ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953» и др.

Важным направлением деятельности Комиссии стало оказание методической помощи региональным Комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных при органах государственной власти Российской Федерации. Их основной задачей является решение вопросов, связанных с возмещением материального и морального вреда, нанесенного гражданам в результате политических репрессий, предоставлением льгот репрессированным.

С.М. Киров, Л.М. Каганович, С.К. Орджоникидзе, И.В. Сталин, А.И. Микоян

С.М. Киров, Л.М. Каганович, С.К. Орджоникидзе, И.В. Сталин, А.И. Микоян

В целях оказания методической помощи региональным комиссиям Комиссией при Президенте Российской Федерации практикуется проведение региональных и зональных совещаний-семинаров по практике применения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Такие совещания-семинары были проведены в Пскове, Липецке, Казани, Перми, Свердловске. В их работе приняли участие представители Генпрокуратуры России, Главной военной прокуратуры, МВД России, ФСБ России, Верховного суда России, Министерства здравоохранения и социального развития России, других организаций и ведомств. Проведение таких совещаний-семинаров позволяет сделать работу региональных структур, на которые возложено исполнение Закона, более целенаправленной и эффективной.

Со времени принятия Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» проведена большая работа по увековечению памяти жертв политических репрессий. Во многих местах массовых захоронений установлены памятники и закладные камни. Издаются книги памяти. Активное участие в этой работе принимают органы прокуратуры, УФСБ, УВД, архивные службы, общественные организации, краеведы-исследователи.

Работа по реабилитации жертв политических репрессий продолжается.

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика