Самолеты и вертолеты президентов США. «Air Forse one и Marine onе»
Первый полет президента США Теодора Рузвельта на самолете братьев Райт
11 октября 1910 года знаменитый американский пилот Арч Хоксси (Arch Hoxey) на биплане братьев Райт поднял в воздух экс-президента США Теодора Рузвельта. Полет президента проходил в рамках политической кампании Республиканской партии США в штате Миссури и был кратковременен, но тем не менее содержал серьезные для того времени пилотажные фигуры.
Радостный Рузвельт смеялся: «Совершенно не страшно».
11 октября 1910 года. Перед полетом. Арч Хоксси с Теодором Рузвельтом // Фото - National Air and Space Museum, Smithsonian Institution (SI Neg. 93-9672)
Возникает вопрос, а кто разрешил такой серьезной политической фигуре совершить опасный полет на малонадежном еще самолете?
Но надо помнить, что в те далекие времена бывшие президенты США еще не подлежали государственной охране уже существовавшей с июня 1860 года Охрана бывших президентов Секретной службой «на разумный период времени» (сейчас он составляет 10 лет) началась только с 1961 года. Поэтому лететь или не лететь экс-президент Теодор Рузвельт решал сам.
Много позднее, специальный федеральный документ(Federal Aviation Act–FAA) установил порядок, когда любому воздушному транспортному средству (самолету-вертолету), на борту которого находится президент Соединенных Штатов ("POTUS"), к основному позывному добавляется цифра (номер) «один».
Например, армейский самолет получил бы позывной"Army One,", в то время как военно-морской самолет будет "Navy One." Однако эти позывные практически не используются т.к. ответственность за воздушный транспорт президента США лежит на ВВС и морской пехоте. Вертолеты морской пехоты имеют позывной «Marine One».
Согласно документу FAA, любой гражданский самолет, на котором находится президент США получает позывной "Exec One" , а если на нем путешествует семья президента любой гражданский самолет получает позывной - "Exec One Foxtrot."
По сути дела, это был первый полёт «Air Forse one» - «борта Номер Один».
Первый официальный президентский борт номер один - «Air Forse one»
Подполковник Генри Т.Майерс за штурвалом «Независимости» нового президентского самолета Гарри С.Трумэна. // Обложка журнала Лайф
Первым президентом США, который стал летать на самолетах постоянно был Франклин Д. Рузвельт. Во время Второй Мировой Войны Рузвельт путешествовал на самолётах Dixie Clipper и Boeing 314, это были летающие лодки. В 1943 году для полета на конференцию в Касабланке в Марокко он преодолел 5500 миль (с двумя промежуточными посадками).
Самолеты были достаточно надежны, но в целях снижения рисков и обеспечения должного комфорта для президента Рузвельта на основе военно-транспортного самолета С-87А был создан первый специальный президентский самолет с бортовым номером 41-24159. Это и был первый «Air Forse one» - «борт Номер Один».
Секретная служба впоследствии модернизировала в президентский борт Дуглас C-Skymaster (VC-54C), получивший прозвище «Священная корова». Он имел спальню, радиотелефон и лифт для инвалидного кресла Рузвельта. Но использовался самолет только раз, для поездки президента на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года. Личным пилотом президента Франклина Д. Рузвельта, а потом и Гарри С. Трумэна, был подполковник Генри Т. Майерс (lieutenant colonel Henry T. Myers)
Air Force One президента США Барака Обамы
В настоящее время «Борт номер один» действующих президентов США представляет летающий штаб Белого дота, обеспеченный всеми видами защиты, связи и комфорта.
Тактико-технические данные действующего Air Force One , естественно, держатся в глубоком секрете, но его внутренности можно посмотреть на сайтах.
Фото президентского самолета Б.Обамы взяты с сайта www.militaryphotos.net (your presidents bodyguards).
Фото президентского самолета Б.Обамы взяты с сайта www.militaryphotos.net (your presidents bodyguards)
Air Force One в музее президента США Рональда Рейгана
Более того, в музее президента Рональда Рейгана в Simi Valley, можно не только познакомиться с историей самых важных достижений президента за время его руководства страной, но побывать внутри его Air Force One.
Для этого создан специальный павильон - Air Force One Pavilion, где выставлен настоящий президентский самолет.
Air Force One как бы высоко вознесся над холмами Simi Valley. Закрепленный на высоте 200 футов и перед стеклянной стеной высотой 60 футов, открывающей внушающую страх панорамную перспективу.
Балансируя под углом в 2°, он создает ощущение реального полета с важной миссией.
Посетители получают полное представление о том, как Рональд Рейган пересекая земной шар, продвигал свободу и демократию.
Этот исторический самолет - главный артефакт и центральный пункт Air Force One Pavilion, расположившегося на территории в 90,000 квадратных футов. У посетителей есть возможность посидеть в этом "Летающем Белом доме", на котором летали семь президентов и бесчисленные мировые лидеры.
В соседнем выставочном павильоне показывается история президентских воздушных путешествий от Dixie Clipper Франклина Д.Рузвельта до Boeing 747, служившего президенту Джорджу У. Бушу.
«Marine one» – вертолеты президентов США
Первым из американских президентов, кто заинтересовался возможностью использования ротационной техники (вертолетов) как средства передвижения был Дуайт Д. Эйзенхауэр. Это было в 1957 году.
Из-за расхождений во мнениях об уровне риска при подобных президентских путешествиях между ВВС и флотом США, в распоряжении которых находились винтокрылые воздушные суда с 1944 года, президент Эйзенхауэр оставил решение за Секретной службой, эксперты которой долгое время запрещали их использование для высшего национального руководителя кроме случаев чрезвычайной ситуации.
Эйзенхауэр рассматривает свой первый вертолет USAF H-13J-BF Sioux №57-2729, на Южной лужайке Белого дома.12 июля 1957 г.
К этому времени изменилась военно-политическая ситуация в мире. Советский Союз не только создал атомную бомбу, но и имел необходимые средства доставки на американский континент, что заставило Секретную службу задуматься о создании систем гарантированной эвакуации президента в безопасное место.
Одним из таких средств стал вертолет.
Секретная служба пришла к заключению, что полет на вертолете будет столь же безопасным методом транспортировки как традиционная автоколонна.
По рекомендации Секретной службы ВВС было приказано купить два вертолета Bell Ranger (военное наименование - UH-13-J) для использования их президентом в служебных и личных целях.
У Ranger действительно были некоторые существенные преимущества. Прежде всего, выдающиеся показатели по технике безопасности, сравнительно низкая покупная цена (40,000$) и низкие эксплуатационные расходы сделали его одним из самых экономичных вертолетов в его классе. Он отличался хорошим дизайном, который отличался от типовых вертолетом наличием темно-синего крашеного пузыря Plexiglas вместо стандартного прозрачного, что серьезно уменьшало тенденцию действовать как лупа на солнце. Дополнительными улучшениями были по сравнению со стандартными моделями были установка военными радио и тормозом ротора, чтобы уменьшить время остановки и позволяло президенту быстрее покинуть вертолет.
Белый дом также поручил Сикорскому, конструктору вертолетов, начать проектирование специального вертолета для президентского личного использования.
Однажды президент Дуайт Д. Эйзенхауэр отдыхал в своем летнем доме в Ньюпорте, Род-Айленд (Newport, Rhode Island), когда срочно потребовалось его непосредственное присутствие в Белом доме. Обычно возвращение в Вашингтон занимало много времени. В частности, только переход на пароме через Наррагансетт залив (Narragansett gulf), занимал больше часа.
С помощью ВВС через 45 минут президент был в аэропорту Эндрюс, и после 20-ти минутной поездки на автомобиле уже был в Белом доме.
12 июля 1957 года в 14.00 президент Эйзенхауэр впервые стартовал с Южной лужайки из Белого дома в Кэмп-Дэвид на борту одного из вертолетов Bell UH-13-J и стал первым в США охраняемым государством лицом, который стал использовать вертолеты.
Это было началом почти еженедельных полетов или на Кэмп-Дэвид или на его любимую Геттисбургскую ферму (Gettysburg farm) в Пенсильвании.
Bell UH-13-J - военное обозначение для Bell 47 J "Sioux". Произведенный в 1945 году Bell Helicopter Company в Форт-Уэрте, он нес кроме пилота двух-трех пассажиров, имел скорость полета 90 миль в час и дальность полета 250 миль.
Президент Эйзенхауэр пристегивает ремень безопасности перед полетом на вертолете USAF H-13J-BF Sioux 57-2729,на Южной лужайке Белого дома 12 июля 1957 г.
Управлял вертолетом майор ВВС США Джозеф Э. Барретт (Joseph E. Barrett), ветеран Второй мировой и корейской войн, награжденный Серебряной медалью. Президент сидел справа в задней части вертолета. Слева от него находился начальник его личной охраны специальный агент Секретной службы Джеймс Роули. Второй H-13J, 57-2728, следовал, неся личного врача Эйзенхауэра и второго Агента Секретной службы.
Вертолет доставил президента Эйзенхауэра с Южной лужайки Белого дома на авиационную базу ВВС Эндрюс в 40 км от города, где его ждал Lockheed VC-121E Constellation, Columbine III.
В июле 1967 года оба UH-13-J были переданы в музей (Smithsonian Institution National Museum National Air and Space Museum).
Перевозку сопровождающих президента лиц (26 сотрудников Белого дома, Секретной службы и репортеров) обеспечивали шесть больших вертолетов ВВС и армии- H-21 Vertol, H-19 , Корпуса морской пехоты HUS-1.
На Южной лужайке военно-морским персоналом был создал специальный центр авиадиспетчерской службы.
Когда президент прибыл на место он был потным от неудобной поездки и сильно раздраженным, но возвратился в Вашингтон также на H-13J в понедельник утром с одной остановкой в пути.
Вертолет USAF H-13J-BF Sioux №57-2729 стартует с Южной лужайки Белого дома.12 июля 1957 г.
С января 1958 года в HMX-1 стали использовать в качестве основного вертолеты Sikorsky CH-34-Choctaw, бывший военно-транспортной версией Sikorsky S-58.
CH-34-C имел экипаж из двух человек и мог перевозить до двенадцати пассажиров. Скорость полета - 95 миль в час и дальность полета - 270 миль.
За почти уже 60 лет со времени первого полета для нужд президента США использовалось много различных типов вертолетов. Среди них были: Bell UH 1 Huey, Sikorsky CH-3 Sea King, Sikorsky CH-34C Choctaw, Boeing CH-46 Sea Knight, Bell 47 J Sioux и Sikorsky ММ 60 Black Hawk.
Вертолеты имеют алфавитно-цифровые обозначения от 'VH' до 'CH', чтобы т.о. отразить особую важность транспортного средства.
Вертолеты, которыми летают президенты США имеют название «Marine One, т.к. они относятся к Экспериментальному вертолетному эскадрону морской пехоты (HMX-1), который был создан на авиабазе Корпуса морской пехоты (MCAS) в Квонтико Вирджиния, США 1-го декабря 1947 года под командованием полковника Эдварда К. Дайера. Сначала Эскадрон имел боевое предназначение, и должен был отрабатывать и развивать методы и тактику использования вертолетов в сухопутных и морских операциях. Десять лет спустя HMX-1 стал эскадрильей вертолетов для транспортировки президента США.
Всеми президентскими вертолетами управляют пилоты HMX-1.
Президент Эйзенхауэр выходит из боевого вертолета на палубу тяжелого крейсера 6 флота ВМС США «Des Moines». Греция. 1959 г.
Президентский вертолет над Вашингтоном
«Air Forse one и Marine onе» на почтовых марках США
Почтовые марки с изображением президентского авиалайнера Boeing 747 и президентского вертолета были представлены Почтовой службой США на Дне открытых дверей на авиабазе ВВС США Эндрюс, Мэриленд 18 мая 2007 года.
На презентации баннеры с новыми почтовыми марками представляли: от ВВС США командующий 89-м авиакрылом Воздушные силы полковник Маргарет Х. Вудвард( Margaret H. Woodward) от Корпуса морской пехоты США полковник Эндрю В. О'Доннел –младший ( Andrew W. O'Donnell Jr.), командующий эскадроном вертолетов Marine One, а также Дэвид Фэйлор (David Failor), исполнительный директор американской Почтовой службы ( U.S. Postal Service)
Фото Джерри Дж. Гилмор (GerryJ. Gilmore) http://gazingattheflag.blogspot.com