Сегодня
октября,
пятница
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Поздравляем

Выпуск 1, 2006 год

С 80-летним юбилеем Владимира Петровича Пирожкова, генерала-полковника в отставке, почётного сотрудника госбезопасности СССР, Председателя Совета ветеранов ФСБ РФ, члена редакционного Совета альманаха «ЛУБЯНКА».

Памятный представительский набор «ЛЕГЕНДАРНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ»

Портфель редактора за 2011 год

Специалисты «Академии русской символики «МАРС» занимаются разработкой различных видов символи...

О январских событиях 1991 года в Вильнюсе

Портфель редактора за 2011 год

В начале этого [2010, прим.ред.] года правительство Литвы потребовало от России компенсации за ущерб, причиненный литовским гражданам в ходе событий 13 января 1991 года. Тогда, как утверждали литовские политики и их покровители в российских и западных СМИ, в ходе штурма телебашни в Вильнюсе советские военные убили 13 мирных граждан Литвы и нанесли ранения сотням других. С тех пор описания «злодеяний Советской Армии и КГБ» в Вильнюсе вошли в разнообразные альманахи «преступлений коммунизма» наряду с фальшивкой о том, как безжалостные десантники в Тбилиси в 1990 году рубили саперными лопатками молодых женщин и старух.

Зарубежные спецслужбы по материалам ИТАР-ТАСС

Выпуск 1, 2006 год

Президент США Джорш Буш заявил, что согласен реализовать (с некоторыми оговорками) две ключевые рекомендации независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 года - создать пост директора национальной разведки и сформировать национальный антитеррористический центр. Выступая в Белом доме, Буш сказал, что террористическая угроза Америке сохраняется и что он считает абсолютно уместным прислушаться к выводам комиссии и реформировать работу разведсообщества страны.

Резидент-невольник чести

Портфель редактора за 2017 год

Многим мэтрам разведки посвящена страница или целая глава в секретном досье Службы внешней разведки, но что мы знаем о виртуозе замысловатых операций разведчике Фельдбине? Он, если и появлялся на страницах печати, то под одним из своих (!) двадцати кодовых имён – Александр Орлов.

Куба – боль моя

Выпуск 6, 2007 год

В кубинцах меня всегда поражали беззаветная, вплоть до самопожертвования, преданность Идее и глубокая, неподдельная симпатия к нам – советским людям, в которых они действительно видели своих старших братьев. Сильнее других запечатлелось в памяти мое пребывание на Кубе, связанное с визитами Горбачева. Возможно, столь запоминающимися они стали для меня потому, что тогда в первый раз мне, как полномочному представителю правительственной охраны – Девятого управления КГБ СССР, была полностью доверена подготовка официального визита первого лица государства.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Операция «Эврика». Часть 1

28 ноября 2012; портфель за 2012 год; без рубрики

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Место проведения - Иран, город Тегеран,
Дата проведения - 28 ноября – 1 декабря 1943 года

Идея проведения такой конференции принадлежала президенту США Рузвельту. Она была выдвинута в августе 1943 г. во время Квебекской конференции.Он предложил Сталину провести встречу, которая «была бы неофициальная и совершенно простая».Тем не менее, Сталину, Черчиллю и Рузвельту пришлось  обменятся 32 посланиями, прежде чем определили сроки и место встречи. Историки утверждают, что Сталин предлагал сделать это на территории СССР – на юге, в Астрахани, либо на севере, в Архангельске. Рузвельт же считал, что территория СССР для переговоров не подходит, и предлагал собраться на Аляске. Варианты Багдада и Каира тоже были отклонены. Черчилль навязывал встречу «Большой тройки» в Скапа-Флоу на Оркнейских островах Англии. В конце концов, выбрали Тегеран.

Основной вопрос - Открытие Второго фронта в Западной Европе.

Советская делегация во главе с И.В.Сталиным

Все службы  НКВД СССР принимали меры, которые полностью исключали бы утечку информации о предстоящем мероприятии. Упоминание о нем в любой  даже секретной переписке было строжайше запрещено.

Подготовка к встрече шла по единому плану, о полном содержании которого в Москве едва ли знали три-четыре человека. Среди них были только первые лица государства – Сталин, Молотов, Ворошилов и Берия. Кодовое название операции по обеспечению безопасности «Большой тройки» в Тегеране носило кодовое название – «Эврика».

Штаб по подготовке операции «Эврика»

Комиссар госбезопасности 3 ранга Аркадий Николаевич Апполонов (Боголюбов) - Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР (по войскам) - начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Аркадий Николаевич Апполонов (Боголюбов) - Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР (по войскам) - начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга - Петр  Васильевич Федотов – начальник 2  Управления (контрразведка, охрана дипломатического корпуса)   НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга - Петр Васильевич Федотов – начальник 2 Управления (контрразведка, охрана дипломатического корпуса) НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Николай Сидорович Власик   - первый заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР, начальник  подразделения личной охраны И.В.Сталина

Комиссар госбезопасности 3 ранга Николай Сидорович Власик - первый заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР, начальник подразделения личной охраны И.В.Сталина

Комиссар госбезопасности 3 ранга Шадрин Дмитрий Николаевич - заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Шадрин Дмитрий Николаевич - заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР

Способ доставки советской делегации:

  • Железная дорога – Москва – Сталинград- Баку и обратно.
  • Авиация – Баку – Тегеран и обратно.

Железная дорога – Москва – Сталинград- Баку и обратно.

Вечером 22 ноября 1943 года Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин, нарком иностранных дел В.М. Молотов и председатель Комиссии по вопросам перемирия К.Е. Ворошилов, начальник Оперативного управления Генштаба С.М.Штеменко, нарком внутренний дел, член ГКО Л.П.Берия, ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба  отбыли  литерным поездом № 501 из Москвы в Баку.

Литерный поезд шел по маршруту Москва – Сталинград – Баку.

Поезд Сталина тщательно готовили: обеспечили необходимым  запасом топлива, продуктами питания, тщательно проверяли радио и ВЧ-связь, предусматривали условия работы для шифровальщиков.

Состав был необычным. В глаза опытных железнодорожников сразу бросались вагоны особой формы, вокруг которых сновали крупные чины из НКВД. В одном из вагонов находились сверкавшие никелем две спецавтомашины. Впереди и сзади вагонов-салонов - платформы с зенитными орудиями и прислугой.

Салон - вагон И.В. Сталина в музее г. Гори

Салон - вагон И.В. Сталина в музее г. Гори

Впереди литерного поезда  на расстоянии одного перегона   следовал контрольный локомотив с тяжелогруженым  вагоном на случай возможного минирования пути.

Позади  шел прикрывающий состав с сотрудниками  6  Управления (охраны) НКГБ  и бойцами войск НКВД. СССР.

Комната для совещаний

Комната для совещаний

Сталин располагался в отдельном пассажирском бронированном рессорном двенадцатиколёсном  спецвагоне, весившем более  80 тонн.

 

В отдельном вагоне ехал нарком внутренних дел Л.П.Берия отвечал за безопасность делегации.

На каждую станцию по пути следования  были назначены высокие чины местных органов НКВД и военной контрразведки, отвечавшие за безопасность прохождения литерного состава..

Были переброшены также дополнительные милицейские наряды. Меры безопасности были жесткими. Из секретного циркуляра наркома внутренних дел Л.П. Берии: "На станциях и населенных пунктах по всему пути следования поезда лиц, подозрительных по терроризму и диверсиям, арестовывать, всех подозрительных на вокзалах задерживать за двое суток до проследования поезда. В поселках, прилегающих к железной дороге, проводить ежедневные облавы и проверку документов".

Тем не менее по пути следования в Баку не обошлось без «приключений». На одном из участков пути поезд чуть было не попал под налет германских бомбардировщиков.

Были и технические неполадки. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов...». Поездная бригада еле-еле укладывалась в график.

На поезде была установлена станция секретной ВЧ-связи. Организаторы закрытой связи докладывали: «В пунктах, где предполагались остановки, от станции ВЧ-связи до перронов вокзалов организовывались прямые линии, что позволило обеспечить практически немедленное предоставление связи». Но из-за обрыва проводов  от гололеда  «в пунктах остановок поезда, за исключением Рязани, закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой – отсутствовала. В результате чего,«...24 и 25 ноября Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой по телефону из Сталинграда, Армавира и Минеральных Вод. Пришлось использовать другие виды связи, в том числе и шифрованную».

С воздуха специальный состав прикрывала шестерка, на отдельных участках восьмерка истребителей.

26 ноября литерный поезд № 501 прибыл на  небольшую станцию Килязи, что в 85 километрах от Баку.

Авиация - Баку-Тегеран и обратно

Рейс по доставке советской делегации во главе с И.В.Сталиным в Тегеран на встречу "Большой тройки" готовился и был выполнен в условиях строжайшей тайны.

Весной 1943 г. в Химках началось переоборудование трех транспортных самолетов Ли-2 в пассажирский вариант

Переделке подвергся, предназначавшийся для главы делегации, один из лэндлизовских самолетов американский С-47B Skytrain («Небесный поезд"), два мощных двигателя которого обеспечивали ему высокую скорость 360 км/час и большой потолок. Просторный салон С-47  дополнительно звукоизолировали, утеплили и разделили перегородками на три отсека.

 Намного более совершенным, чем у Ли-2, было приборное и радиооборудование «основного» самолета С-47. Комплект приборов был значительно богаче, они были еще и точнее, надежнее, имели больший ресурс. Радистам Ли-2 оставалось только завидовать, глядя на то, что стояло на американских машинах: три разные радиостанции, радиовысотомер, комплект слепой посадки, автоматический радиокомпас. При этом американские станции имели в 5 - 6 раз большую мощность, лучшую стабильность работы и при этом меньший вес и габариты.

Контроль за выполнением всех  подготовительных работ по приказу наркома НКВД Берия был возложен лично на  А.Н.Аполлонова.

Проверочные полеты самолетов начались летом 1943 г. под руководством командира  авиабригады ГУПВ НКВД СССР и помощника начальника пограничных войск НКВД СССР по авиации генерал-майора авиации Чупрова А.М..

 Было выполнено в общей сложности более 10 полетов, после чего последовал доклад руководству - самолеты к вылету готовы.

Все подготовленные самолеты в сопровождении истребителей совершили перелет из Москвы на аэродром Баку, откуда собственно и предстояло совершить вылет в Тегеран.

На самолет С-47, на котором предстояло лететь Сталину был заранее подобран экипаж  под  командованием опытного летчика  полковника В.Г.Грачева (шеф-пилота Л.П.Берия).

Все держалось в тайне и о предстоящем полете экипаж самолета узнал только перед стартом, когда на борт самолета поднялись И.В.Сталин, В.М.Молотов и К.Е.Ворошилов. Этим же самолетом полетел и генерал Штеменко, доложив в воздухе руководителям страны обстановку, сложившуюся на фронтах за минувшие сутки. По прибытию  литерного поездом № 501 с делегацией  в Баку маршал авиации А.Е.Голованов настоял на немедленном вылете делегации т.к.метеоусловия для ноября месяца в этот день были отличные.

Для обслуживания самолетов в Тегеран была направлена группа опытных инженеров и авиатехников 1-го АП ПВ НКВД под руководством п/полковника М.С. Красильникова.

В самолете Ли-2, который вел генерал-полковник Голованов, летели ответственные сотрудники Наркомата иностранных дел и охрана.

 Вслед за этими машинами курс на Тегеран взяли еще несколько самолетов. После трехчасового полета полковник Грачев повел самолет на посадку.

На аэродроме членов правительства уже ждали автомобили. Первой на большой скорости в город ушла машина, в которой ехали Сталин, Молотов и Ворошилов, за ней - машины с охраной.

Всего для обслуживания советской делегации из  Москвы из гаража  особого назначения (ГОНа)  в Тегеран 18 ноября через железнодорожную станцию Астары, совершив 300-км марш, были направлены десять спецавтомобилей. Для И.В.Сталина и его группы личной охраны предназначались четыре  машины – специальный бронированный «Паккард», «Линкольн», ЗИС-101 и «Каддилак».

 Остальные шесть автомашин предназначались для обслуживания В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова, Л.П.Берия и других членов делегации.

Иллюстрации:varjag-2007; informacia.ru; 

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика