Операция «Эврика». Часть 2
См. также «Операция «Эврика». Часть 1. Доставка советской делегации»
Делегация США во главе с президент США Франклином Д.Рузвельтом.
В состав делегации входили:
- Верховный главнокомандующий Союзническими (Экспедиционными) Силами на североафриканском Театре (NATOUSA) генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр (Dwight D. Eisenhower),
- Начальник штаба главнокомандующего армии и флота США адмирал Уильям Д. Лехи (William D. Leahy),
- Личный представитель президента на переговорах с СССР Гарри Л.Хопкинс (Harry Lloyd Hopkins),
- Старший военный помощник, друг и личный секретарь президента генерал-майор Эдвин М.Ватсон ("Pa"- Edwin M. Watson),
- Военно-морской помощник президента вице-адмирал Уилсон Браун (Wilson Brown),
- Генерал Маршалл, адмирал Кинг и генерал Арнольд — командующие сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами США с многочисленным аппаратом штабных офицеров политиков и дипломатов.
Американский штаб по подготовке операции «Эврика»
Адмирал Уильям Д. Лехи, начальник штаба главнокомандующего армии и флота США |
Генерал Гарольд К. Джордж, командующий военно-транспортной авиацией США |
Специальный агент Секретной службы министерства финансов США Майкл Ф.Рейли. На фото - начальник личной охраны Ф.Рузвельта с президентом США
Способы доставки делегации США:
Военно-морской флот: морская база Куантику в Виргинии - порт Оран Гибралтар.
Автомобиль: порт Оран (Алжир) – аэропорт Ла-Сениа (Испания). Аэропорт Ла-Сения – аэродром Эль-Ауина (Тунис-Карфаген) – вилла №1..
Авиация: аэропорт Ла-Сениа (Испания) - аэродром Эль-Ауина(Тунис-Карфаген) – Каир. Каир – аэродром Гейле-Морге, в советской оккупационной зоне в окрестностях Тегерана. Тегеран-Турция.
Военно-морской флот: президентская яхта «Потомак» - линкор «Айова»
«Из-за экстраординарного количества путешествий Босса по воздуху, как пишет в своей книге начальник его личной охраны специальный агент Секретной службы Майкл Ф.Рейлли, было решено сэкономить два его трансатлантического перелета и для встречи в Африке использовать не самолет, а добираться морем. В этом (1943) году для полета на конференцию в Касабланке в Марокко президент уже преодолел 5500 миль (с двумя промежуточными посадками)».
Секретная служба надеялась, что мощное вооружение линкора «Айова» - девять шестнадцатидюймовых орудий, его огромная скорость и эскорт сторожевых кораблей смогут надежно обеспечить безопасность президента в океане. Этого, считали эксперты, будет вполне достаточно, если бы даже пришлось в пути встретить немецкие подводные лодки.
«Мы, командир «Айовы», капитан МакКри (Captain McCrea) генерал Гарольд К. Джордж(Harold C. George), командующий военно-транспортной авиацией США и я составили президентский маршрут и путевой график для президента».
* * * * *
В холодный и дождливый день 11 ноября 1943 года Франклин Делано Рузвельт прибыл на морскую базу Куантико в Виргинии и ступил на борт президентской яхты «Потомак» — первое звено пути в Тегеран.
В устье реки Потомак в порту Хемптон-Роуд Рузвельта уже ждал новенький линкор «Айова», готовый отправиться в путь через Атлантику. На боевом корабле все было приготовлено для комфортного путешествия президента.
Ванная президента Рузвельта на борту «Айовы» (Photo US Navy)
У военно-морских судов США, даже сегодня, для личного состава предусмотрены только души, но в связи с болезнью Рузвельт не мог эффективно им использоваться. Поэтому, для него в командном отсеке, в президентском салоне была установлена ванна с удобными поручнями по периметру. Линкор «Айова» до сих пор является единственным военным судном во флоте Соединенных Штатов, у которого есть ванна на борту.
Кроме того, были предусмотрены крепления для президентской каталки на случай шторма.
Линкор США «Айова» и президентская яхта « Потомак» - современное фото.
На линкоре — гордости американского военно-морского флота, оснащенном девятью шестнадцатидюймовыми орудиями, находились генерал Маршалл, адмирал Кинг и генерал Арнольд — командующие сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами США в окружении многочисленного аппарата штабных офицеров политиков и дипломатов.
Это уже был третий линейный корабль ВМФ США с именем 29-го штата, год назад только вступивший в строй под командованием капитана 1 ранга Джона Л. Маккри (Capt. John L. McCrea)..
Во всем великолепии линейный корабль флота США эскортируемый эсминцами пересекал океан, олицетворяя собой новое могущество Соединенных Штатов Америки.
В океане не обошлось без инцидента. В составе эскорта находился эсминец «Уильям Д. Портер» (DD-579), у которого во время шторма сорвало глубинную бомбу, которая не замедлила рвануть. Эскорт решил, что его атакуют подводные лодки нацистов и устроил бомбардировку глубинными бомбами. Во время шторма это, надо представить, выглядело впечатляюще. Рузвельт был уверен, что адмирал Дёниц натравил на него все свои лучшие силы.
14 ноября по окончанию шторма президент Рузвельт попросил командующего конвоем провести учения корабельных зенитчиков по отражению учебной авиаатаки. В качестве цели использовались воздушные шары, большинство из которых было расстреляно с борта «Айовы». Однако несколько, оставшихся целыми, стали дрейфовать в сторону одного из сторожевых кораблей – эсминца «Уильям Д. Портер», который также прекрасно отстрелялся по ним.
«Портер», наряду с другими судами эскорта, также продемонстрировал хорошую выучку личного состава, смоделировав учебную торпедную атаку.
Но неожиданно с эсминца был произведен случайный, как потом оказалось, выстрел из торпедного аппарата №3 в сторону линкора «Айова». Боевая торпеда прошла всего в 200 метрах от кормы президентского корабля.
Линкор удачно уклонился от торпеды, капитан объявил боевую тревогу и тут же навёл все огромные стволы на эсминец, подозревая антипрезидентский заговор.
Ситуацию спас лично Рузвельт, своим личным прямым приказом, отменивший открытие огня на поражение.
На фотографии — эсминец типа «Флетчер» «Уильям Д. Портер», бортовой номер DD–579.
После этих событий команда «Уильяма Д. Портера» во главе с его командиром были арестованы и направлены для расследования дела на Бермуды Командир корабля капитан-лейтенант Уилфред А.Уолтер (Wilfred A. Walter)и несколько его офицеров были примерно наказаны. Торпедист Лотон Доусон (Lawton Dawson) был приговорен к каторжным работам. Но после вмешательства Рузвельта инцидент был переквалифицирован в несчастный случай, т.к выстрел произошел из-за того, что морская вода разъела предохранитель в торпедном аппарате. До конца войны каждый встречный корабль семафорил на «Ульям Д.Портер» -“Не стреляйте! Мы - республиканцы!”
После девятидневного перехода «Айова», покрыв расстояние в 3806 миль, глубокой ночью скрытно прошла Гибралтар и утром 20 ноября пришвартовалась в алжирском порту Оран.
Дэйтон, Огайо. «Douglas VC-54C “Sacred Cow” в Национальном музее ВВС США.( Museum of the United States Air Force)
В составе небольшого кортежа президентский бронированный автомобиль на большой скорости совершил пятидесятимильную поездку на расположенный на побережье аэропорт Ла-Сениа ( La Senia Airport), где изолированном углу аэродромного поля стоял прогретый и подготовленный к полету президентский «Дуглас С-54», за которым неофициально закрепилось название «Священная корова».
Модернизированный под присмотром Секретной службы он имел спальню, радиотелефон и лифт для инвалидного кресла Рузвельта.
Франклин Д. Рузвельт был первым президентом США, который стал летать самолетами постоянно. Во время Второй Мировой Войны он путешествовал на самолётах Dixie Clipper и Boeing 314, это были летающие лодки.
Оба самолета были достаточно надежны, но в целях снижения рисков и обеспечения должного комфорта для президента на основе военно-транспортного самолета С-87А был создан первый специальный президентский самолет с бортовым номером 41-24159 - первый «Air Forse one» - «борт Номер Один».
Пилот майор Отис Брайан под защитой эскорта истребителей, который сопровождал самолет от взлета до посадки, преодолел 653 мили в меньше чем за три с половиной часа. Поздно вечером он приземлился на тунисском аэродроме Эль-Ауина.(El Aouina).
Здесь Рузвельт встретил главнокомандующего на средиземноморском театре военных действий генерала Эйзенхауэра и двух своих сыновей (Эллиота и ФДР- младшего).
Кортеж Рузвельта направился в «виллу № 1» в Карфагене, на берегу живописного Тунисского залива. До него здесь жил немецкий генерал Роммель, командовавший фашистскими частями в Африке до того, как их разгромили англо-американские войска.
Из Туниса Рузвельт планировал посетить Каир, где его ждала встреча с главой гоминдана генералиссимусом Чан Кайши, в котором США видели своего основного союзника в Азии. В качестве переводчика выступала жена китайского лидера.
Чан-Кай ши, Рузвельт и Черчилль. Каир. ноябрь 1943 г.
По соображениям безопасности Эйзенхауэр посоветовал президенту лететь из Туниса в Каир самолетом, и Рузвельт согласился. Поздно ночью самолет президента взял курс на Каир.
Рано утром 22 ноября «Дуглас С-54» коснулся колесами бетонной дорожки аэродрома английских военно-воздушных сил в Каире. Рузвельт, Гопкинс, Леги разместились в вилле американского посла Александра Кэрка в западном пригороде Каира Менд.
В Каире также состоялись двусторонние англо-американские переговоры, на которых была проведена «сверка часов» перед встречей со Сталиным в Тегеране, с тем чтобы продиктовать советской делегации свою единую англо-американскую позицию по основным вопросам.
Завершив переговоры, ранним туманным утром 27 ноября Рузвельт прибыл на каирский аэродром. Отлет задержался почти на час. Когда туман рассеялся в 7 часов утра президентский самолет вновь поднялся в воздух и около 3 часов дня, после почти семичасового беспосадочного полета, «Священная корова» приземлилась на тегеранском аэродроме Гейле Морге, расположенном в нескольких километрах южнее города.
Адмирал Росс Макинтайр, личный врач Рузвельта, возражал против полета в Тегеран. Преодолевая горные хребты пришлось бы лететь на большой высоте, где было недостаточно кислорода.
В связи с этим Секретная служба параллельно проработала железнодорожный маршрут от Басры до иранской столицы. Но поездка на шахском парадном поезде по иранской железной дороге была не менее опасна. Она пересекает много горных цепей и полна крутых спиралей, имела около 3000 мостов, виадуков и сотни туннелей, самый длинный из которых составлял 1,5 мили. Нередко дорогу блокировали горные обвалы.
Трансиранская железная дорога между Басрой и Тегераном на различных стадиях строилась немцами, шведами и британцами, конкурирующими за дружбу старого шаха Персии.
Боясь возможного нападения со стороны Великобритании и СССР шах выбрал американскую ширину колеи, что, было очень кстати и было удачно использовано союзниками во время Второй мировой войны.
Именно американцы, пользуясь своими локомотивами и вагонами осуществляли доставку грузов по лэнд-лизу в Советский Союз. Охраняли дорогу около 3,5 тысяч американских солдат, но вдоль дороги свирепствовали банды и подстрекаемые гитлеровцами дикие племена кашкайцев.
Вызывал глубокие сомнения службы безопасности президента и предложенный Рузвельту шахский парадный поезд, состоявший всего из четырех вагонов. Это была любимая игрушка повелителя. Один раз в год старый шах собирал свой гарем, грузил жен на поезде и отправлялся железной дорогой от Тегерана до Басры для проведения вечеринок на берегу Персидского залива. Говорят, что это была единственная причина из-за которой строилась эта железная дорога. Все детали в вагонах были с золотым покрытием, посуда и сервировка вагона-ресторана были сделаны из чистого золота. Интерьер вагонов был прекрасен. Но поезд перед возможным его использованием требовал серьезной санитарной обработки: вши, сыпной и брюшной тиф.
С учетом всего этого остановились на полете самолетом, пилот которого, еще раз изучив карты, обещал не подниматься слишком высоко.
Майор Отис Брайан управлял самолетом ориентируясь по Суэцкому каналу. Пролетели рядом с Исмаилией, покружили над Иерусалимом и Багдадом, пересекли реку Тигр, летели вдоль железной дороги Басра-Тегеран, затем от Рамадана на Тегеран.
Брайан сдержал свое слово, никогда не поднимаясь выше шести тысяч футов, хотя это означало, что он должен был протянуть самолет между большого количества горных перевалов.
Салон самолета ФДР (полет в Касабланку). Справа – шеф-пилот майор Отис Брайан.
Президент наслаждался полетом и без каких-либо инцидентов в 15.00 прибыл на аэродром Гейле Морге(Gale Morghe), в советской военной зоне. Первое, что он увидел это множество самолетов американского производства с огромными красными звездами на фюзеляжах.
Полученная от сотрудников НКВД информация о появлении в окрестностях Тегерана 38 нацистских парашютистов, надолго стала головной болью агента Секретной службы Майка Рейлли.
Как профессионал он понимал, что никакие силы не обеспечат безопасность лучше чем – конспирация. «Мы могли обставить весь маршрут солдатами и полицейскими, но полдюжины специально подготовленных и храбрых фанатиков, способных спрыгнуть с самолета, могли, вероятно, найти какой-либо способ произвести роковой точный выстрел».
По его указанию была обеспечена строжайшая секретность - почти никто не встречал президента, не был выстроен почетный караул. Без эскорта бронемашин Рузвельт проследовал в миссию США в Иране, став гостем американского посланника Луиса Дрейфуса. Миссия США в Тегеране находилась на окраине города, тогда как дипломатические представительства СССР и Великобритании находились в центре, практически примыкая друг к другу.
Кортеж президента США Ф.Рузвельта на дорогах иранской столицы. 1943 г.
Это означало, что Рузвельту по завершению переговоров пришлось бы два-три раза в день ездить по узким тегеранским улицам в советское посольство, где были намечены пленарные заседания конференции, подвергаясь т.о. опасности нападения агентов фашистской разведки. А ведь Тегеран растянулся с запада на восток вдоль горного склона на 40—50 км
Большую проблему для службы безопасности Рузвельта представляла первая поездка с окраин в центр. Но Райлли принимает оригинальное решение- для отвлечения сил противника, как говорится на «негодный объект, использовать ложный кортеж.
«…Нам ничего не оставалось делать и мы выехали на трассу, где солдаты стояли плечом к плечу. Мы построили стандартный «президентский» кортеж с джипами вооруженными от носа до кормы, поставив их впереди и сзади, и он должен был медленно ехать по улицам охраняемым солдатами. Как только кортеж с американской делегацией оставил нашу миссию, мы пересадили президента в другой неприметный автомобиль, поместили армейский джип перед ним, и они, не привлекая внимания, пошли запасным маршрутом через древние переулки Тегерана.
В это время фиктивная мощная «президентская» кавалькада медленно двигалась по главным улицам иранской столицы, а один из агентов Секретной службы - Боб Холмс, принимал приветствия местных жителей и, я надеюсь, проклятия прыгунов, тех, кого сбросили с парашютами из Германии».
С учетом реальной опасности для Президента Рузвельта министр иностранных дел СССР В. Молотов, сообщив о деятельности в Иране фашистской агентуры, предложил американскому президенту остановиться в советском посольстве, где были созданы прекрасные условия для пребывания высокого гостя.
Американский президент после некоторых колебаний принял приглашение, приказал упаковать свои чемоданы и уже в три часа дня 28 ноября вместе со своими ближайшими помощниками переселился на территорию советского посольства, которое, по словам английского исследователя Е.Х. Кукриджа, «быстро превратилось в небольшую крепость, охраняемую отборными солдатами»
На решение президента повлиял и тот факт, что информацию о готовившемся покушении подтвердил начальник его секретной охраны Майк Рейли, которому Ф.Д. Рузвельт не имел оснований не доверять. Кстати, и У. Черчилль, не понимая тайной игры И. Сталина, не только поддержал предложение советской стороны о переезде президента США в посольство СССР, но и лично уговаривал Ф.Д. Рузвельта принять этот «разумный совет».
(Желтая пресса США охарактеризовала этот шаг Рузвельта как «похищение президента советским ГПУ».)
Остальная группа лиц, а всего в состав делегации входило 77 человек, прибывших вместе с президентом, остановилась в Кемп-Парке, где помещался штаб американских войск.
По одной из современных версий – Ф.Д. Рузвельт сам выразил желание проживать в советском посольстве. Накануне конференции он отклонил полученное официальное приглашение от Лондона остановиться в здании английского дипломатического представительства. Как следует из архивных документов, задолго до начала конференции американский посол в Тегеране Дрейфус попросил советского полпреда М. Максимова послать из Москвы телеграмму с приглашением остановиться Ф.Д. Рузвельту в советском посольстве. В ходе этой же беседы Дрейфус непрозрачно намекнул, что сделать это надо так, «чтобы не вышло, что Рузвельт напрашивается на приглашение».
Надо отдать должное советскому лидеру, который, воспользовавшись полученной информацией о готовившейся нацистами операции «Вайтшпрунге», сумел уговорить американского президента принять приглашение.
Это была серьезная дипломатическая победа, позволившая Сталину не только установить более близкий контакт с Ф.Д.Рузвельтом и получить его поддержку в вопросе противодействия инициативе У.Черчилля открыть второй фронт на Балканах, но и своевременно получать с помощью оперативно-технических средств своевременную информацию обо всех разговоров президента США, о намерениях американцев и англичан на переговорах. Для этого по личному указанию вождя все комнаты посольства были оборудованы подслушивающими устройствами.
Рузвельту были оборудованы: рабочий кабинет, столовая, спальня, кухня. Апартаменты президента сообщались прямо с большим залом, где встречалась Большая тройка. Они были гораздо удобнее помещений миссии США, имели центральное отопление (что для Тегерана было большой редкостью), а главное, надежно обеспечивалась безопасность участников конференции.